Образование как социокультурный феномен. Различные подходы к трактовке понятия «образование»

Образование является специальным объектом педагогики. Это органическая часть жизнедеятельности личности и в то же время важнейшая сфера общества.

Образование как многогранное явление рассматривается в 2 аспектах:

- как социокультурный феномен

- как педагогический процесс.

С точки зрения общественных функций образование – средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям.

В педагогике образование понимается с нескольких позиций: как ценность, процесс, результат и система.

1) Образование как ценность развивающегося человека, общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом.

2) Образование как процесс обучения и воспитания человека. Процесс – есть смена состояний системы педагогической деятельности. В ней реализуются цели и задачи образования. На пути к цели состояния системы изменяются, меняются люди, средства, ставятся новые задачи. Именно этот процесс в единстве воспитания и обучения, и вообще всех составляющих его элементов формирует образование.

3) Образование как результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений. Т. е., образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Результат образования выражается термином «образованность». На практике об образованности мы можем судить по тому, как человек может воспроизводить свои знания, применять их на практике, воплощать в различных сферах деятельности.

4) Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии со стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве составляют единую систему образования.

В Кодексе Республики Беларусь об образовании термин «образование» определяется как процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, умножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, моральном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: