В-третьих, социальные соображения

Человечество вначале развивалось, как обособленные племенные объединения, имевшие весьма смутные представления даже о ближайших соседях. Это позволяло предположить естественное превосходство именно данного племени над окружающими. Одновременно это создавало и некоторое морально-психологическое обоснование для использования рабства. Хотя потребность в подобном обосновании присуща далеко не каждому члену общества. Однако рабский труд всегда использовался и в домашнем труде членов общества. В этом случае сам процесс такого общения неизбежно приводил к выводу, что раб ни в чём не уступает своему хозяину. А, тем более, если раб или рабыня моложе его лет на 10-15. Видимо именно этот фактор оказался решающим. Сложилось так, что первые 5-10 тысячелетий развития человечества рабовладение возникало, "растворялось" и снова возникало. Но как наследственное явление оно существовало далеко не везде ("касты" в Индии). Наиболее целеустремлённо и масштабно рабовладение использовалось в Римской империи, которую, как и Египет и Майя правомерно рассматривать, как обособленную ветвь нашей цивилизации, пришедшую к гибели именно в силу своей "обособленности". В истории существует длительный период (несколько столетий), который рассматривается, как "развал Римской империи". Но, рано или поздно, разваливались все империи, хотя причины их развала были разными. Но развал Римской империи представлял собой важнейшее социальное явление, имеющее принципиальное значение и для всего современного человечества.

Пять тысяч лет современное человечество с разным успехом пыталось проверить рабовладение "на практике". И даже теоретически обосновать существование рабовладения, создав для этого его законодательное обоснование в виде "Римского права". Но, к удивлению многих наших современников, не обративших внимания на такую "мелочь", после развала Римской империи последователей в сфере рабовладения у неё не оказалось. Возможно, не только потому, что разочаровались в самом рабовладении, хотя именно такие взгляды присущи большинству. Но немало было и таких, кто понял, что массовое распространение денег позволяет получить модифицированного раба в виде "наёмного работника". А лозунг "Братсво, Равенство, Свобода", пришедший несколько позже – это, так, красивая вывеска, лишённая объективного смысла, а, главное, объективного обеспечения.

Римская империя развалилась. Но никто не отменял систему рабовладения, "узаконенную" с помощью системы Римского права, которое и сегодня служит "примером для подражания". На месте Римской империи возникло 20-40 различных государств, постоянно исчезавших и возникавших вновь. Но не доводилось ни читать, ни слышать об официальном сохранении рабовладения в каком-либо из этих государств. Все возникшие государства дружно, безо всяких споров отменили рабовладение, а все вчерашние рабы стали формально "полноправными" гражданами. Хотя единственное "полное" право, которое они при этом получили, было право на ведение нищенского существования.

Конечно, экономические факторы, о которых мы уже упоминали, тоже имели значение. Но в данном случае решающая роль принадлежала, в основном, социальному фактору. "Свободные" граждане уже не одну тысячу лет существовали рядом с рабами. Это помогло им увидеть и осознать, что рабы – это такие же люди, как они сами. Не случайно, когда в САСШ (североамериканские соединённые штаты), началась борьба между "Севером" и "Югом", на помощь противникам рабовладения устремились даже некоторые помещики из России, формально никогда не имевшей у себя рабовладения.

Таким образом, в первом тысячелетии нашего летоисчисления человечество, практически, признало недопустимой систему рабовладения.

На самом деле такое решение важно не только само по себе, но оно неизбежно влечёт за собой очень важные практические последствия, позволяющие считать некоторые вопросы не "подвешенными" и неопределёнными, как их иногда пытаются преподнести, а совершенно ясными и принципиально решенными уже давно:

− в XXI веке всё человеческое сообщество образует единый человеческий вид, который должен управляться единым органом, хотя для удобства управления целесообразно сохранять и существующие государственные образования, возможно, и не в таком крупном размере;

− все члены человеческого сообщества полностью равноправны политически и экономически;

− экономическое равноправие должно обеспечиваться соответствующим экономическим законодательством и именно оно, а не политические декларации является основой политического равноправия;

− социальная интеграция, происходящая в обществе достаточно интенсивно, является объективным явлением, её полезность очевидна, и она должна выражаться в политической, коммуникационной, языковой, национальной и культурной интеграции.

− "национальная идея", присущая конкретному этносу, обогащает всё сообщество, но, как показывает опыт, только высоко развитое индивидуальное сознание отдельного человека способно провести грань между "национальной" и "националистической" идеями;

−усилия и затраты, которые расходует общество на формирование человеческого капитала должны быть на порядок выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: