И конкретных способах его осуществления

Способов жизнеобеспечения у человека достаточно много, но источник жизнеобеспечения – единственный. Таким "источником №1" является "природная энергия", без которой не может существовать ни самого человека, ни тех природных благ, за счёт которых человек обеспечивает своё существование. Но та же природная энергия, применительно к человеку, образует "источник № 2" – т.е., "человеческий капитал", образующий способности человека и их физиологическую основу, в которой они существуют. Источник №1 – необходимый и достаточный. Источник №2 – только "необходимый" для того, чтобы эффективно использовать источник №1, без которого не может существовать органическая материя вообще, и человек, в частности. Но многие члены общества не имеют желания тратить свои усилия на добычу средств существования. Поэтому появилось сознательное стремление "не замечать" различий между "экономическим источником" жизнеобеспечения *(природная энергия), и возможными способами практического использования этого источника. Как будто всё человечество сразу поглупело в планетарном масштабе.

1. Основные формы источников жизнеобеспечения

Естественно возникающие и существующие источники жизнеобеспечения. Как выше мы отметили, природа может образовать блага и без участия человека. Но это – стихийный процесс, осуществление и прекращение которого происходит в зависимости от сложившихся природных условий. Одним из наиболее наглядных примеров такого источника являются стада бизонов, населявших прерии в Северной Америке в период её колонизации. Этого природного источника жизнеобеспечения хватило всего на несколько десятков лет, хотя воспоминания о том "благостном" периоде живут и сегодня в песенном творчестве жителей США.

Это пример чисто "звериного" способа использования благ, присущего не только всем видам хищных животных, но и современному человеку. Но как только человек начинает принимать меры к сохранению объективных условий для самовосстановления данного "источника благ", это означает, что он использует "движущие силы экономического развития", т.е. создаёт хотя и искусственный источник (с участием человека), но использует при этом вполне естественные методы создания (природную энергию и естественные законы образования органической материи. В этом случае зависимость процесса образования органических благ от природных условий, конечно, не исчезает, но может существенно уменьшиться.

Единственно возможным способом, который на протяжении миллионов лет использовали животные, в том числе, и предшественники человека, было "собирательство", так как появление "движущих сил экономического развития" стало возможным только с появлением "homo sapienсe".

Сегодня способ "собирательства" утратил своё былое значение применительно к большинству видов благ, но для некоторых благ его значение остаётся очень высоким. Это относится к биологическим благам, находящимся в водном пространстве планеты, и к различным видам полезных ископаемых, содержащихся в земной коре. Причём необходимым экономическим условием для того, чтобы появилась возможность использования этих благ, является определение их принадлежности и установление стоимости благ, ещё находящихся в земле или в воде. Это можно и нужно было сделать ещё в XVIII – XIX веках, но и в XXI веке эта проблема целенаправленно замалчивается, что объясняется, конечно, не сложностью самой проблемы, а явным предпочтением экономических интересов человека, как личности, перед интересами всего вида.

Экономически обоснованный источник жизнеобеспечения. Связь источника с экономикой заведомо означает, что речь идёт о "человеческой" деятельности, так как только человек способен осуществлять деятельность по созданию благ, которую и называют "экономической". Не только потребление благ, образующее сам процесс физиологического жизнеобеспечения, но и процесс создания благ, представляет собой важнейший процесс человеческой жизнедеятельности, не имеющий ни начала, ни конца, а осуществляемый человеком постоянно. Этот процесс происходит, благодаря тому, что человек, находясь ещё на завершающей стадии первобытно-общинного строя, совершил величайшее открытие, объединив свой интеллект с природной энергией. Источником создания благ является именно природная энергия, способная создавать органические блага и без участия человека. Но "экономическая эффективность источников природной энергии с участием человека многократно возрастает, благодаря тому, что и более эффективно используется солнечная энергия, поступающая на Землю, и появляется возможность использовать потенциальные источники энергии, которыми обладает Земля. Природные "запасы" существуют, не зависимо от человека, но стать "источниками энергии" без участия человека они не способны (не кому их использовать).

Использование человеком природной энергии – это единственный, естественный источник образования благ (добыча готовых и создание новых), и никаких других источников в природе не существует.

2. Способы жизнеобеспечения

В любом случае, двумя вышерассмотренными формами источников образования благ исчерпываются все возможные "источники" жизнеобеспечения. Хотя никаких других источников благ в природе не существует, но зато существуют многочисленные способы приобретения готовых благ, неизбежно созданных за счёт одного из двух вышеуказанных источников и принадлежащих по различным "основаниям" ("создал", "добыл", "присвоил") одному из членов общества (или вообще никому не принадлежащих).

Деньги принято рассматривать, как одно из благ, хотя "благом" они никогда не были и не могут быть, так как не обладают потребительскими качествами. Но как средства обмена на блага и как предметы хищения они использовались с момента своего появления. В современном обществе именно использование денег, не являющихся источником благ, является главным практическим способом получения благ. Чем бы член общества ни занимался, но если это его деятельность признаётся "общественно полезной", он наделяется "правом собственности", выраженным в виде определённой суммы денег. Даже те члены общества, которые занимаются сегодня созданием или добычей благ, для собственного потребления благ не создают. Можно говорить о разных способах получения денег. Но способ получения благ одинаков для всех членов общества: "бери деньги и иди в магазин или на рынок".

Поэтому, говоря о способах неэкономического присвоения "благ", мы будем, в первую очередь, иметь в виду "деньги". Современные деньги постепенно стали не только предметом хищения, но и инструментом неэкономического присвоения, без которого в современном обществе не обходится ни одна финансовая афера.

Такими способами "неэкономического обогащения" является элементарное хищение или грабёж, которые изначально рассматривались, как антиобщественные явления, и наказывались, иногда очень жестоко. Но уже в ту далёкую пору, наряду с осуждением воровства и грабежа, существовали формы грабежа, рассматривавшиеся, как дело "чести, славы, доблести и геройства" (походы князя Олега на "Цареград" или "Крестовые походы"). Российская приватизация носила во много тоже чисто грабительский характер. Но в данном случае инструментом неэкономического присвоения стало не только имущество, но и деньги, облегчившие возможность "не заметить" истинную природу "неэкономического присвоения", особенно для того, кто и не стремился её замечать.

Следует отметить, что благо, созданное трудом крестьянина или ремесленника, представляло собой объект, очень неудобный для присвоения, так как и сам объект был достаточно громоздким, и его принадлежность часто была очевидной. Поэтому переход общества ко всеобщему денежному обращению не только открыл широчайший простор всякого рода жульничеству, но и превратил примитивное хищение в "систему", представляющую собой процессы "научно обоснованного" неэкономического обогащения.

Деньги – это "символ", с помощью которого обозначается другой "символ" - "право собственности", которым в свою очередь количественно обозначаются понятия дозволенность действий и стоимость благ. Определить природу и границы применения этого "символа символов" – задача не простая.

Способы присвоения денег. После перехода к товарному производству (особенно в XIX – XX веках) роль денег многократно возросла, и сегодня деньги можно рассматривать, как инструмент тотального неэкономического обогащения. Этому в немалой степени соответствует "культ денег", психологически способствующий восприятию тех экономических "чудес", которые происходят в современном мире с деньгами. Но этому предшествовал период прямого необоснованного присвоения денег, принадлежащих участникам, владельцами предприятия. В мировом масштабе это привело к "классовой борьбе", которая не закончилась полной победой "угнетённого пролетариата" только потому, что во второй половине прошлого века, практически, во всех ведущих государствах мира (кроме стран "социалистического лагеря") зарплата была увеличена в два-три раза. Классовая борьба закончилась, так как была устранена причина, её породившая.

Но, в отличие от натурального хозяйства, когда общество, в основном, обходилось без денежного обращения, ("производство" ─ "потребление"), в условиях товарного производства появилось пять новых процессов. Денежное обращение стало неизбежным элементом процесса производства (материальные затраты и реализация продукции), хотя деньги в самом процессе производства участвовать не могли. Кроме того, требовалось распределить между участниками "право собственности" в виде зарплаты, а самим участникам – использовать своё "право собственности" на покупку благ. Вообще "участвовать" не могут ни деньги, ни орудия и средства производства, ни люди, если они не используют свой человеческий капитал

Но наличие в обществе очень большой денежной массы создаёт объективную возможность для неэкономического присвоения денег путём различных финансовых махинаций. Что и произошло. В данном разделе мы ограничимся перечислением этих "махинаций", но ниже на некоторых остановимся отдельно.

− ради создания условий "для развития бизнеса" был в мировом масштабе установлен "культ денег" и провозглашён "свободный рынок", превратившийся в систему "ценового произвола". В результате цена товара стала определяться не объективным качеством товара, а конкуренцией продавцов в процессе ценообразования;

− была организована финансовая "деятельность", с помощью которой "создавались" деньги без создания натуральных благ (например, деятельность финансовой биржи и финансовых фондов);

− была организована "система акционирования" ("кредитования" лицами, имеющими "свободные деньги"), осуществляемая в одностороннем порядке (без ведома участников юридических лиц) и по ценам, в десятки раз превышающим "нормативные";

− была изобретена система "ценных бумаг", наделённых чудесной способностью к самовозрастанию стоимости. Одновременно ценная бумага ("акция") была признана "товаром". Как только это случилось, стоимость объектов собственности сразу удвоилась. Было: деньги у акционеров в сумме "К". Стало: деньги "К", полученные участниками юридического лица и вложенные ими в оборудование, и деньги "К", в виде "акций". На самом же деле, акции – это не эквивалент денег, а "долговая расписка".

− были установлены критерии "общественно полезной деятельности", приносящие обществу экономический ущерб, а расходы на инвестиционный процесс признаны непосредственным источником дохода для лиц, оказывающих финансовые услуги юридическим лицам.

Некоторые из перечисленных выше вопросов будут более подробно рассмотрены в разделе 4 настоящей книги

В результате осуществления всех вышеуказанных финансовых манипуляций, кроме денег, полученных участниками трудовой деятельности вполне обоснованно, значительная категория членов общества либо вообще не участвует ни в какой общественно полезной экономической деятельности, либо, что бывает чаще, участвует, но фактически существует за счёт неэкономической деятельности. Поэтому действующая система распределения никакого соответствия благ, имеющихся в общественном котле, и денег, предъявляемых покупателями к оплате, не обеспечивает. Кроме того, предоставив члену общества за осуществлённую им общественно полезную форму деятельности определённое "право собственности" ("заработную плату"), общество, фактически, отказалось от обеспечения сохранности этого права собственности, наделив деньги "плавающим курсом".

Таким образом, жизнеобеспечение современного члена общества оказалось зависящим не от его участия в процессах создания благ, а только от наличия у него денег, и независимо от того, действительно ли он эти деньги заработал, или получил одним из описанных выше неэкономических способов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: