В.П. ГЛУХОВ
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
(ПРАКТИКУМ)
________________________________
Учебно-методическое пособие
Для педагогических и
гуманитарных вузов
Москва 2012
УДК 371
ББК 74.37
Глу 55
Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Практикум: Учебно-методическое пособие для пед. и гуманит. вузов. / В.П. Глухов. ‒ М.: В. Секачев, 2011. – 347 с.
Рецензенты: Баскакова И.Л., проф., док. психол. наук,
МПСУ (г. Москва)
Шаховская С.Н., проф., МПГУ (г. Москва)
Контрактова Т.И., директор МДОУ № 50
(комбинированного вида) «Дефектолог»
(г. Люберцы Московской обл.)
Пособие содержит методические рекомендации к проведению практических занятий по учебной дисциплинам «Основы специальной педагогики и психологии» и «Коррекционная педагогика c основами специальной психологии». Они включают: тематическое планирование занятий, перечень учебных вопросов и учебно-методи- ческую литературу по каждой теме, виды и описание выполняемых студентами практических заданий.
|
|
В пособии представлены различные инструктивно-методические материалы по организации коррекционной педагогической работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии. Приведенный в пособии методический материал предназначен для использования на учебных занятиях в педагогических и гуманитарных вузах, а также адресован педагогам и психологам образовательных учреждений для использования в их профессиональной деятельности в процессе коррекционной работы.
© - Глухов В.П., 2012
© - Секачев В.Ю., 2012
Оглавление
Введение. 5
Часть I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ..13
Часть II. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ………………63
Раздел I. Организационные мероприятия в отношении детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии, поступающих в образовательные учреждения общего типа….......................................................63
Раздел II. Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с проблемами в развитии……………………………………
II. 1 Ведущие принципы психолого-педагогической диагностики нарушенного развития…………………………………………………………67
II. 2 Методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в
развитии………………………………………………………………….....69
II. 3. Педагогическое изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями……………………………………… ………..80
II. 4 Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии……………………………………………….84
|
|
II. 5 Примерная карта-схема психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями развития, поступающего в учреждение общего образования. 89
II. 6 Примерная схема психолого-педагогического заключения по данным психологического обследования 94
II. 7 Содержание педагогической характеристики ребенка, имеющего отклонения в развитии 98
II. 8 Примерная схема педагогической характеристики ребенка-выпускника детского дошкольного учреждения 100
Раздел III. Определение степени готовности ребенка к предстоящему школьному обучению……………………………………………………101
III. 1 Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по педагогическому изучению детей с проблемами в развитии………………………………………………………………….101
III. 2 Программа психолого-педагогического обследования детей 5-6 лет 106
III. 3 Система заданий для психолого-педагогического изучения детей старшего дошкольного возраста 113
III. 4 Критерии качественной оценки выполнения заданий психолого-педагогического обследования. Примерная схема психологического анализа деятельности обследуемого ребенка. 122
Раздел IV. Методические материалы к проведению мероприятий по выявлению детей с ограниченными возможностями развития среди учащихся (воспитанников) образовательных учреждений общего типа………………………………………………………………………. ….124
IV. I Тестовая методика обследования для определения уровня интеллектуального развития детей 7-9 лет 125
IV. 2 Карточка учета детей, имеющих отклонения в развитии. 129
IV. 3 Индивидуальная карта сведений о ребенке, имеющем отклонения в развитии 130
IV. 4 Карточка учета физического развития. 131
Раздел V. Методические материалы к проведению кор рекционно-педагогической работы с детьми, имеющими сенсорные нарушения (нарушения слуха и зрения) 133
IV. 1 Примерная карта-схема психолого-педагогической характеристики ребенка, имеющего сенсорные нарушения 133
V. 2 Основные мероприятия по индивидуальному подходу к детям с сенсорными нарушениями 137
V. 3 Профилактика нарушений слуха и зрения. 141
3.1 Профилактика нарушений слуха. 141
3.2 Профилактика нарушений зрения у детей. 143
Раздел VI. Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития. 145
VI. 1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.. 145
VI. 2 Основные критерии отграничения задержки психического развития и нарушений интеллекта 153
VI. 3 Коррекционно-педагогическая работа по преодолению задержки психического развития у детей и подростков 157
VI. 3.1 Диагностико-эволюционная карта ребенка с задержкой психического развития………………………………………………… 158
VI. 3.2 Содержание психолого-педагогической характеристики ребенка с задержкой психического развития 163
VI. 3.3. Специальные образовательные учреждения VII вида. 166
VII. 4 Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР в образовательных учреждениях общего типа. Концепция коррекционно-разивающего обучения. 166
VI. 4. 1 Основные организационные мероприятия в отношении детей с задержками в развитии (ЗПР легкой и средней степени тяжести) в учреждениях общего образования. 179
VI. 4. 2 Примерная программа комплексной коррекционной работы с ребенком с задержкой психического развития 181
VI. 5 Рекомендации по индивидуальному педагогическому подходу к ребенку с ЗПР в образовательном учреждении общего типа. 183
Раздел VII. Основные организационные и педагогические мероприятия, проводимые с детьми с недостатками речи в образовательных учреждениях общего типа. 185
VII. 1 Речевой материал для обследования словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 190
|
|
VII.2 Комплексный подход к диагностике и устранению заикания у детей и подростков…………………………………………………….196
Раздел VIII. ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ... 212
VIII. 1 Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 212
VIII. 2 Задачи и основные направления психолого-педагогической помощи детям с церебральным параличом…………………………. 217
Раздел IX. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ... 237
IX. 1 Психолого-педагогическая характеристика детей и
подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы.. 237
IX. 2 Основное содержание комплексной коррекционной работы с детьми, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами…. ………………………………………………………………………………250
IX. 3 Основные формы и методы психологической коррекции эмоционально-волевых расстройств………………………………………254
Раздел X. Психолого-педагогическое консультирование в системе коррекционной работы 274
Часть III. Учебно-методическое обеспечение изучаемых дисциплин. …………………………………………………………………………… 277
III. 1 Виды учебно-практических заданий для самостоятельной работы при изучении учебных курсов «Основы специальной педагогики и психологии» и «Коррекционная педагогика». 277
III. 2 Примерный перечень контрольных вопросов для аудиторных контрольных работ и подготовки реферативных докладов. 279
III. 3 КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.. 281
ПРИЛОЖЕНИЯ... 291