С отклонениями в развитии

Дневное отделение ‒ 2 ч.; очно-заочное отделение ‒ 1 ч.

Учебные вопросы.

1. Организация, методы и содержание психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии.

2. Педагогическое изучение детей с нерезко (слабо) выраженными нарушениями развития в условиях образовательных учреждений общего типа.

3. Педагогическая характеристика ребенка с нарушением в развитии, ее основное содержание; использование в педагогической практике.

4. Методы и приемы выявления детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии среди детей, поступающих в дошкольные и школьные общеобразовательные учреждения.

Методические рекомендации к проведению занятия

Разбор содержания первого вопроса проводится с учетом имеющихся у студентов знаний по теме: «Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного (младшего школьного) возраста, его задачи, методы и приемы обследования» (учебный материал дисциплин: «Педагогическая психология», «Психолого-педагогическая диагностика» и др.). В связи с этим главное внимание обращается на специфику психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии (особенности организации и значение подготовительного этапа обследования, выбор программы обследования с учетом характера отмечаемого нарушения развития и др.). Отдельно рассматриваются вопросы: а) о принципах психолого-педагогического изучения онтогенетического развития детей (комплексный подход, системность, диагностическая направленность, дифференциация и индивидуализация программы обследования и др.), б) о методических требованиях к организации и содержанию обследования детей с нарушениями развития (дифференцированный подход к проведению обследования с учетом возрастных особенностей детей, характера и степени выраженности отмечаемого дефекта, особенностей познавательного развития разных категорий детей с ограниченными возможностями, отмечаемого недоразвития речи и коммуникативных способностей; вариативность методических приемов исследования и др.). [Практическая часть пособия, с. 68-79.] Студенты знакомятся с обобщенной схемой обследования, используемой для анализа и систематизации полученных данных психолого-педагогического изучения детей, с программами психолого-педагогического обследования, разработанными в отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии. (С. 90, 106-123.)

Основное внимание на занятии уделяется вопросу об организации и содержании педагогическогоизучения детей с отклонениями в развитии, так как этот вопрос имеет непосредственное отношение к практической деятельности педагогов системы школьного обучения и дошкольного воспитания. Преподаватель знакомит студентов с задачами, содержанием и основными разделами педагогического изучения детей (Методическая часть, с.с. 81-84). Рекомендуется обсуждение материалов литературных источников по данной теме (с.23-24, №№ 1,2,4-7 и др.), а также реферативных докладов-сообщений студентов, выполненных по указанным литературным источникам.

Затем студенты знакомятся с примерным содержанием педагогических характеристик детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста возраста, имеющих отклонения в развитии (с.с.99-102). Преподаватель подробно раскрывает содержание каждого раздела педагогической характеристики, указывая, что ее общее содержание может варьироваться с учетом характера и особенностей отмечаемого нарушения развития. Обсуждается также вопрос о назначении психолого-педагогической характеристики, ее использовании в практике работы педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Четвертый вопрос занятия рассматривается в плане изложения основных мероприятий по выявлению детей с отклонениями в развитии среди поступающих в образовательные учреждения общего вида, а также находящихся в массовых ДОУ с ясельного возраста. Эти мероприятия проводятся в основном работниками медицинских учреждений в ходе диспансеризации детского населения (см. Приложения, с.с. 342-345), а также сотрудниками психолого - медико - педагогичес- ких комиссий (ПМПК) и консилиумов (ПМПк). Рассмотрение данного вопроса является целесообразным в связи с тем, что педагогическим работникам ДОУ и массовой школы регулярно приходится принимать участие как в организации диспансерных осмотров детей, проводимых в образовательных учреждениях, так и в мероприятиях по комплектованию этих учреждений. Необходимо обратить внимание студентов на важность и вместе с тем сложность ранней диагностики слабовыраженных отклонений в развитии, в том числе у детей, поступающих в школу, а тем более, – в младшие возрастные группы детских дошкольных учреждений. Нередко отставание или отклонение в развитии наиболее отчетливо проявляется в старшем дошкольном или даже в младшем школьном возрасте. Большую помощь медицинским работникам и педагогам-дефектологам в своевременном выявлении у детей отклонений в развитии могут оказать педагоги и психологи общеобразовательной школы или ДОУ.

Практические задания для студентов по изучаемой теме.*

1. Провести педагогическое изучение ребенка, имеющего отклонение или отставание в развитии, используя схему психолого-педагогического исследования (Практическая часть пособия, с. 91).

2. Составить педагогическую характеристику ребенка, имеющего отклонения в психофизическом развитии. (Студентами используются предложенные педагогом образцы составления такой характеристики.)

3. Выполнить практическое задание по изучению детей с выявленными отклонениями в развитии, посещающих ДОУ или школу общего типа, и обобщить полученные данные по предлагаемой схеме. (Методическая часть пособия, с. 91-95).

Выполненные студентами задания разбираются и обсуждаются в ходе последующих практических занятий, в частности, по темам 3, 5, 6, 8 и 9.

Л И Т Е Р А Т У Р А К Т Е М Е

1. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. – М., 1978.

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 2002.

3. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001.

4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.

5. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993.

6. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева. – М., 1979.

7. Основы специальной педагогики и психологии: Учеб. пособие / Н.А. Трофимова и др. – М.; СПб.: Питер, 2006.

8. Усанова О.Н. Специальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.

9. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения /Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М., 1996.

Тема 4. ДЕТИ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

(НАРУШЕНИЯ СЛУХА И ЗРЕНИЯ)

Дневное отделение – 4 ч.; очно-заочное отделение – 2 ч.

Занятие 1-е.

Учебные вопросы.

1. Контингент детей с нерезко выраженными нарушениями слуха и зрения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего типа.

2. Возможности и условия обучения детей с сенсорными нарушениями в образовательных учреждениях общего вида.

3. Психолого-педагогическое обследование детей с сенсорными нарушениями. (Задачи, основные разделы, специфические особенности обследования детей данной категории.)

4. Приемы обследования состояния слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

5. Обследование состояния зрительных функций у детей.

Методические рекомендации к проведению занятия

В ходе обсуждения первого вопроса преподаватель дает краткую

характеристику детей с сенсорными нарушениями, которые могут посещать образовательные учреждения общего типа (слабослышащие дети с легкой и умеренной степенью тугоухости при отсутствии выраженного недоразвития речи; слабовидящие дети, у которых острота зрения составляет 0,2- 0,4, при отсутствии нарушения других зрительных функций: цветовосприятия, объема зрения, зрительной работоспособности и др.). Специальное внимание обращается на то, при каких условиях дети с нерезко выраженными нарушениями слуха и зрения могут воспитываться и обучаться в ДОУ и школе общего типа (отсутствие выраженных сопутствующих или вторичных отклонений со стороны двигательной, нервно-психической и эмоционально-волевой сферы; достаточный уровень речевого, познавательного и интеллектуального развития и др.). Подчеркивается, что эти дети могут находиться в ДОУ (школе) общего вида только при наличии соответствующих медицинских заключений врача-психоневролога и врачей специального профиля (офтальмолога, отоларинголога или сурдолога).

В ходе изучения второго вопроса преподаватель знакомит студентов с программами психолого-педагогического обследования и педагогического изучения детей с нарушениями слуха и зрения, с примерными образцами педагогических характеристик детей с сенсорными нарушениями (Практическая часть пособия, с.134). Особое внимание уделяется особенностям организации и методов психолого-педагогического обследования детей данной категории (выбор методик и тестовых заданий для обследования, особенности взаимодействия обследующего с ребенком, испытывающим стойкие затруднения в общении с окружающими, в том числе приемы установления контакта и организации вербальной и невербальной коммуникации и др., критерии оценки выполнения обследуемыми некоторых заданий и т.д.).

[с. 71-75 и др.]

Обсуждается вопрос о содержании и организации первичного обследования состояния слуха у детей; студенты знакомятся с доступными приемами выявления нарушений слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста (с. 29-30, №№ 6, 9).

При подготовке к занятию студенты работают с соответствующей специальной литературой по данному вопросу (с. 29-30); некоторые из них выступают на самом занятии с докладами-сообщениями соответствующей тематики*. К следующему занятию нескольким студентам предлагается выполнить практическое задание по обследованию состояния слуха у детей (в детском саду общего или компенсирующего типа, в общеобразовательной школе). Студенты очного отделения могут выполнить это задание в период прохождения педагогической практики.

В конце занятия преподаватель кратко знакомит студентов с организацией и основными приемами обследования состояния зрительных функций у детей (объем, острота зрения, сохранность цветовосприятия). Используется демонстрация таблиц для обследования остроты зрения и цветовосприятия, а также компьютерные презентации и видеоматериалы соответствующей тематики.

Для правильной интерпретации полученных данных обсле-дования педагогам необходимо основываться на классификации нарушений слуха и зрения у детей (в частности, классификации тугоухости Б.Ю. Преображенского; определении слабовидения и слепоты в зависимости от степени снижения остроты зрения и др.). При этом еще раз уточняется, какие дети с нарушениями слуха и зрения могут находиться в ДОУ и школе общего типа, а кого необходимо направлять через психолого-медико-педагогические комиссии в специальные учебно-воспитательные учреждения.

Занятие 2-е.

Учебные вопросы.

1. Организационные мероприятия, проводимые с детьми, имеющими нарушения слуха и зрения, в образовательном учреждении общего типа.

2. Осуществление индивидуального педагогического подхода к детям с сенсорными нарушениями в условиях ДОУ и школы общего типа.

3. Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в специальных учреждениях. Разбор выполнения практических заданий.

4. Основные мероприятия по профилактике нарушений слуха и зрения у детей. Роль педагогов общеобразовательных учреждений в осуществлении этих мероприятий.

Методические рекомендации к проведению занятия

В начале занятия обсуждается вопрос об основных меро-приятиях, которые проводятся педагогическими работниками ДОУ

и школы в отношении детей с нерезко выраженными нарушениями слуха и зрения при их поступлении в данное образовательное учреждение (мероприятиях, проводимых в течение каждого учебного года, при переводе из одной возрастной группы или класса в другие, а также по завершении обучения). Обращается внимание на важность тщательного изучения анамнестических данных, данных клинического и психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (КДЦ*), необходимость углубленного психолого-педагогического изучения детей с сенсорными нарушениями в детском саду и школе общего вида в целях индивидуального планирования степени и форм участия ребенка в учебных и игровых занятиях, осуществления индивидуального подхода к ребенку с учетом отмечаемых первичных и вторичных отклонений в развитии. Указывается на необходимость постоянного медико-психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья, общим психофизическим статусом, а также состоянием слуховой и зрительной функций. Медицинский патронаж, лечебно-оздоровительные мероприятия, диспансерное наблюдение за детьми с сенсорными нарушениями осуществляется медицинскими работниками детских учреждений (врач-педиатр, средний медицинский персонал) и специалистами дет­ской поликлиники (отоларинголог, сурдолог, офтальмолог), где дети с указанными нарушениями состоят на диспансерном учете. [См. Приложение, с.343.] Педагогические работники школы и ДОУ должны активно участвовать в осуществлении контроля за прохождением детьми с сенсорными нарушениями регулярных медицинских обследований (офтальмологического, отоларингологического), проводимых в образовательных и медицинских учреждениях.

Предметом обсуждения второго учебного вопроса являются основные приемы и особенности индивидуального подхода к детям с нарушениями слуха и зрения в условиях ДОУ и школы общего типа (на учебных занятиях, во время игровой и предметно-практической деятельности, при проведении режимных моментов). Обращается также внимание на использование (в случае необходимости) индивидуальных технических средств коррекции (слуховые аппараты для детей, имеющих значительную степень тугоухости, специальные корригирующие очки – для слабовидящих детей и др.). Студенты используют при изучении этих вопросов методические рекомендации по индивидуальному подходу к детям с сенсорными нарушениями, приводимые в специальной педагогической и медицинской литературе (с.29-30, №№ 1-6, 8; Методическая часть пособия, с.137-141).

Затем, под руководством преподавателя, проводится обсуждение рефератов и материала лекционного курса по вопросу «Организация и содержание коррекционного обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями». Уточняются и обобщаются сведения о системе и структуре специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха (специальные школы 1 и 2-го вида, детские сады компенсирующего типа); для детей, имеющих расстройства зрения (специальные /коррекционные/ учреждения 3 и 4-го вида), о специфике образовательных и коррекционно-развивающих программ обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями. Затрагиваются, в частности, вопросы о развитии остаточного слухового восприятия, формировании словесной речи и вербального общения у неслышащих и слабослышащих детей; использовании в процессе обучения различных коммуникационных технологий: мимико-жестикуляционной, билингвистической, тотальной коммуникации (применительно к особенностям педагогической работы с детьми с нарушениями слуха); о роли тактильного восприятия и ручного праксиса в обеспечении полноценного познавательного развития незрячих детей, обеспечении минимально достаточного зрительного восприятия и особом режиме зрительных нагрузок в работе со слабовидящими детьми, особенностях организации предметно-практической деятельности детей с нарушениями зрения и др. (Приложение, с.с. 297-303 и др.).

На втором занятии проводится также разбор выполненных студентами практических заданий по педагогическому изучению и психолого-педагогическому обследованию детей с нарушениями слуха и зрения и составлению педагогических характеристик детей с сенсорными нарушениями. Преподаватель вместе со студентами проводит анализ выполненных заданий и дает им оценку. На основе проведенного анализа студентам даются соответствующие рекомендации к выполнению последующих заданий (с.24, задания 2, 3).

Завершает изучение темы вопрос об основных мерах профилактики нарушений слуха и зрения у детей, посещающих образовательные учреждения общего типа. Примерный перечень основных профилактических мероприятий, связанных с организацией жизни и деятельности детей в общеобразовательном учреждении, проведением учебных занятий, приведен в практической части пособия (с. 141-146). Особое внимание при рассмотрении данного вопроса уделяется роли педагога детского образовательного учреждения в осуществлении этих мероприятий.

Примечания. При работе со студентами дневного отделения на рассмотрение двух последних вопросов темы может отводиться дополнительное время (3 и 4-й учебные часы).

При обсуждении последнего вопроса используется материал других учебных курсов («Анатомия и возрастная физиология», «Основы педиатрии», «Основы медицинских знаний» и др.).

Рекомендуется подготовить к данному занятию доклад-сообщение одного-двух студентов по изучаемым вопросам с использованием соответствующих литературных источников (№№ 1, 2, 4, 7).

Л И Т Е Р А Т У Р А К Т Е М Е

1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

3. Денискина В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения // Дефектология. ‒ 2012. ‒ №6. ‒ С. 17 – 24.

4. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. Гл. 5,6.

5. Дети с отклонениями в развитии / Под общ. ред. Н.Д. Шматко. – М., 1997.

6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – Изд. 2-е. – М., 2001.

7. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973.

8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 2000.

9. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., 2003.

10. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях / Сост. М.И.Земцова и др. – М., 1978.

11. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения / Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999.

12. Речицкая Е.Г. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: Пособие для учителя и воспитателя специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. – М.:Владос, 2005.

13. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: ВЛАДОС, 2004.

14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – Гл. XI.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: