Проектирование целей и задач учебного занятия

"Любая деятельность, строится в связи

с удовлетворением той или иной потребности»

О. С. Анисимова

Приступая к какому-либо делу, мы стараемся, как можно детальнее представить конечный результат. Деятельность педагогическая, конечно же, не является в этом отношении исключением.

Первым шагом при подготовке к любому занятию, как, впрочем, и при подготовке к воспитательному мероприятию, является проектирование цели, которая задает общий ход процесса обучения, определяет содержательную и процессуальную стороны занятия, выбор методов и средств обучения, характер познавательной деятельности воспитанников и результативность учебного процесса.

Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность, которая воздействует на процесс становления человека и соответствующие изменения в этом процессе

Проблема целеполагания не нова в педагогике, но тем не менее я решила подготовить методическое пособие для педагогов дополнительного образования по нескольким причинам:

1. У человека много желаний, которые ему хотелось бы осуществлять. И часто он берется за все сразу, но быстро устает, потому что не рассчитывает свои силы. И вот он бросает одну цель за другой, и они превращаются в несуществующие «розовые мечты», в неудовлетворение результатами труда, в потере интереса к труду и разочарованию. А если это педагог, то он может уйти из профессии

2. Будучи учителем школы, в начале своей трудовой деятельности, затем завучем в учебном заведении и методистом по воспитательной работе в учреждении дополнительного образования, я увидела как формально и учитель, и педагог дополнительного образования относится к постановке воспитательных целей и задач урока или занятия, без внутренней связи с другими компонентами занятия, без учета логики учебного процесса, что, в конечном счете, обуславливает низкий уровень обученности и воспитанности детей (проблемы с дисциплиной). Невозможно получить положительный результат в реализации образовательных задач, не решив воспитательных.

3. Давайте окинем непредубежденным взглядом процесс обучения. Что мы видим? Мы, учителя и педагоги, готовясь к занятию, ставим цель и конкретизирующие ее задачи и разрабатываем методическое обеспечение: например, ряд заданий. Здесь и возникает парадокс. Чьи это цели и задачи? НАШИ (это Мы видим смысл и цель конкретного задания и его перспективу в общем процессе обучения). А кому выполнять задания, с помощью которых эти цели достигаются? ДЕТЯМ. Получается парадокс: дети выполняют наши, часто не понятные и ненужные им задачи! И мы еще удивляемся, почему они делают это вяло, из-под палки или не делают вовсе! А вы бы стали решать непонятные задачи чужого человека? Нет, конечно. Вы потребовали бы дополнительных разъяснений, дополнений, потом взвесили бы все с точки зрения актуальности их лично для вас, и, лишь признав их действительно необходимыми, то есть, ПРИНЯВ ИХ, СДЕЛАВ СВОИМИ, вы начали бы действовать. «Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Поэтому к постановке воспитательной цели есть одно требование – максимальный учет собственной активности воспитанника. Почему же мы отказываем детям в этом естественном процессе рассмотрения и принятия цели, почему считаем, что они безропотно должны принимать поставленные цели и задачи лишь на основании того, что мы старше и умнее?

4. Молодые педагоги часто путают цели и задачи занятия. Цель обучения можно рассматривать как своеобразную директиву (предписание), задающаяся до планирования и проведения занятия (мероприятия). Цель можно рассматривать и как средство, регулирующее деятельность педагога на занятии и обеспечивающее понимание воспитанниками смысла учения. Цель – это модель будущего желаемого результата (это то, что мы хотим получить в конце достижения, а не сам процесс), сформулированная в позитивных терминах свершившегося факта.

Задача – это средство достижения цели.

Цель ставится на все занятие, а задачи (подцели) – на этапы занятия и т.д.

Показателем эффективности занятия является соответствие результатов запланированным целям.

1. Цель занятия должна быть поставлена диагностично и операционально, т.е. педагог имеет возможность, средства и приемы, позволяющие ему проверить, достигнута ли цель занятия, а операциональность предполагает, что в цели есть указание на средства ее достижения.

2. Общие цели урока (обучающая, развивающая и воспитательная) должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока.

3. В целях необходимо проектировать как деятельность педагога, так и деятельность детей.

4. Проектировать необходимо как локальные, близкие цели, реализуемые на конкретном занятии, так и перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса. Первая группа целей конкретизирует вторую группу и направлена на их достижение.

5. При проектировании цели занятия необходимо обеспечить ее понимание и принятие воспитанниками как собственную, значимую для себя. Если воспитанники не понимают и не принимают целей педагога как собственные, то процесс обучения остается для них процессом нейтральным. Цель лишь тогда становятся значимой для ребенка, когда она способствует удовлетворению актуальных для него потребностей, когда он признает их действительно необходимыми. «Я считаю очень важным условием успеха то, чтобы цель, которую надо достигнуть в преподавании предмета, ставил не только педагог, но и сами учащиеся» В. А. Сухомлинский.

6. На каждом занятии должны быть спроектированы обучающие и развивающие цели, а воспитательную цель целесообразно ставить только перед блоком (модулем, разделом, темой) занятий, т.к. между воспитательным воздействием и его результатом нет прямой однозначной связи и воспитательное воздействие и его результат, как правило, разведены во времени.

7. Проектируемая цель занятия должна соизмерятся с возможностями, как воспитанника, так и самого педагога.

«У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет в голове образ «Идеального ребенка», и мы незаметно для себя стараемся подвести реального ребенка под этот идеальный образ» (писатель С. Соловейчик). Идеал играет решающую роль в целеполагании, поскольку представляет нам образ конечного результата, на достижение которого направлены наши усилия.

Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в воспитаннике, которых хочет достичь педагог. Поставить воспитательную цель означает определить предполагаемые изменения в индивидуально-личностных и субъективных свойствах воспитуемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: