Профилактика нарушений слуха

Профилактика стойких нарушений слуха у детей вклю­чает ряд мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребенка. Сюда относятся прежде всего ряд мер по охране здоровья женщины во время беременности, оказание квалифицированной меди­цинской помощи при родах и др. Важнейшее значение имеет планомерно проводимая борьба с инфекциями, которые являются частой причиной возникновения слуховых нарушений у детей (профилактические прививки, раннее выявление и изоляция больного, своевременное комплексное лечение, профи­лактика осложнений после перенесенных заболеваний и др.).

Профилактика врожденных нарушенийслуха предполагает проведение следующих медико-педагогических мероприятий:

· охрана здоровья беременной женщины, соблюдение ею (и окру-

жающими) основных положений специального режима жизни и деятельности, необходимого для нормального протекания беременности;

· регулярный врачебный контроль;

· недопущение самолечения; использование лекарственных пре-

паратов только по назначению врача;

· обеспечение положительного «психологического климата» в семье (социальной среде), где находится беременная женщина и др.

Профилактика приобретенных нарушений слуха, в свою очередь предусматривает:

· профилактику инфекционных заболеваний, заболеваний верхних дыхательных путей, отитов, аденоидитов и др.), своевременное и рациональное их лечение. Санация полости рта и носоглотки. Предупреждение или полное устранение осложнений перенесенных заболеваний.

· Соблюдение щадящего режима учебных и физических нагрузок в течение восстановительного периода после перенесенных инфекционных заболеваний. Осуществление индивидуального подхода к детям, перенесшим заболевания (в соответствии с врачебными рекомендациями).

· Соблюдение рационального акустического режима в ДОУ или школе (на учебных занятиях и вне их). Предупреждение чрезмерных нагрузок на слуховое восприятие детей.

· Профилактика детского травматизма (особую опасность представляют травмы в височных областях головы, повреждения наружного и среднего уха). Проведение соответствующей разъяснительной работы с родителями и детьми.

С момента рождения ребенка необходимо соблюдение гигиеничес­ких условий, направленных на его нормальное психофизическое раз­витие и повышение сопротивляемости организма к болезнетворным факторам (уход, рациональный режим сна и бодрствования, полноценное питание, закаливание и др.).

Одной из частых причин нарушений слуха у детей являются оти­ты, воспалительные заболевания носа и носоглотки. Своевременное и тщательное их лечение имеет большое значение для профилактики стойких нарушений слуховой функции у детей.

Очень важно следить за правильным, физиологическим дыханием ребенка. Оно может нарушаться при ринитах, полипах, аденоидных разращений и др. Аденоидные разращения представляют большую опасность для слухового аппарата, так как часто сопровождаются хроническим насморком и воспалением среднего уха. Во всех этих случаях необходимо своевременное обращение к врачу-специалисту.

В деле предупреждения и своевременного лечения указанных за­болеваний чрезвычайно важна роль педагога и воспитателя. В их за­дачи входит: своевременное направление ребенка к врачу-специа­листу, педагогу-дефектологу, содействие распространению среди родителей правильных взглядов на предупреждение и лечение нарушений слуха у детей; помощь врачу в проведении лечебных и профилактических мероприя­тий.

3.2 Профилактика нарушений зрения у детей

К общим профилактическим мероприятиям, направленным на ох­рану зрения, относится проведение широких мер по охране здо­ровья матери и ребенка, борьбе с детским травматизмом, предуп­реждению и своевременному рациональному лечению инфекционных и других тяжелых заболеваний, которые могут быть причиной стойких нарушений зрительных функций у детей.

Основные мероприятия профилактики нарушений зрения.

· Контроль за достаточной освещенностью класса (всех помещений воспитательской группы). Соблюдение санитарно-гигие- нических норм освещенности помещений для учебных занятий и других помещений, в которых регулярно находятся дети; правильное использование как искусственного, так и естественного освещения. Контроль за состоянием осветительных приборов в помещениях образовательных учреждений.*

· Соблюдение детьми правильного режима дня, полноценное питание, достаточное (не менее 2-3х часов) пребывание на свежем воздухе в условиях естественного освещения.

· Предупреждение переутомления зрения. Соблюдение рационального (адекватного с физиологической точки зрения для детей каждой возрастной группы) режима «зрительных нагрузок» ‒ на учебных занятиях и вне их; при просмотре теле- и видеопрограмм, при работе с компьютером (игры, развивающие занятия и др.). Правильное дозирование нагрузок на зрение ‒ соблюдение «физиологических норм» непрерывной и общей зрительных нагрузок, установленных специальными медицинскими исследованиями, ‒ при восприятии наглядного материала, теле- и видео-программ. [Для старших дошкольников и младших школьников с ослабленным зрением «объем» непрерывной («одноразовой») зрительной нагрузки составляет не более 12-15 минут; а общей – соответственно 20-30 минут.]

· Правильная организация учебной и внеучебной (предметно-практической) деятельности детей в плане предупреждения зрительных перегрузок и профилактики нарушений зрения у детей.

Соблюдение физиологических и гигиенических норм, регламентирующих правильное положение ребенка за учебным столом (правильная позиция, положение рук, туловища и головы), соблюдение оптимального расстояния от глаз до объекта восприятия (книга, тетрадь) или объекта, являющегося предметом практической деятельности.

· Использование специальных методов профилактики наруше-

ний зрения у детей, методов сохранения и укрепления зрения

(специальных упражнений по методу У. Бейтса, по клинико-педа- ческим системам М. Корбет, В.Ю. Базарного и др.). *

· Профилактика детского травматизма. Предупреждение травм головы (как фактор «риска» возникновения нарушений зрения особенно опасны травмы затылочной области, а в отношении нарушений слуха – височной области доминантного полушария головного мозга), травматизма периферических органов зрения и слуха: глаз, наружного и среднего уха (механические повреждения, термическое и химическое воздействие и др.).

В связи с этим большое значение имеет правильная организация предметно-практической и игровой (прежде всего коллективной) деятельности детей, а также проведение соответствующей разъяснительной работы с родителями детей, посещающих образовательное учреждение.

В системе мероприятий по сохранению и укреплению здоровья у детей гигиена зрения имеет особое значение. Среди этих мероприятий важное место занимают: достаточное и рациональное освещение в учебных помещениях и в домашних условиях, правиль­ная посадка во время занятий, регулирование продолжительности и характера зрительной работы, соблюдение режима дня, предуп­реждение переутомления зрения, которое может повлечь за собой его расстройство, в частности близорукость.

Работа с наглядными пособиями в детском саду и начальной школе должна удов­летворять гигиеническим требованиям. Рассматриваемые предметы (книга, картинки и др.) следует располагать по отношению к глазам ребенка не ближе 30 см. Желательно, чтобы картинка на­ходилась в наклонном положении под углом 45 градусов. Нагляд­ные пособия и иллюстративный материал должны быть четко выпол­нены и достаточных размеров. Не следует использовать картин­ки на цветной бумаге: рассматривание их может утомить зрение детей; лучший фон – белый или серый.

Очень важно раннее выявление зрительных нарушений у детей. При этом необходимо учесть, что небольшая степень дальнозор­кости нередко не замечается ребенком, так как она компенси­руется путем усиления преломляющей способности глаза. Однако при отсутствии коррекции (очки) постоянное напряжение аккомо­дации приводит к явлениям утомления глаз, появлению головной боли, тупой боли в области лба и около глаз, чувства давления в глазах. Буквы при чтении сливаются, становятся неясными. Перерыв в зрительной работе временно устраняет эти ощущения, но при возобновлении занятий они возникают снова. Эти явления обусловлены перенапряжением ресничной (аккомодационной) мыш­цы глаза. При появлении указанных симптомов необходимо обсле­дование ребенка у врача-специалиста.

В ряде случаев нарушение зрения обусловлено наличием опу­холи мозга. Чаще всего это врожденные доброкачественные опухоли, расположенные в области мозжечка, В связи с медленным ростом они в течение длительного времени не дают явных прояв­лений, но в дальнейшем, в определенный период развития, у ре­бенка появляются симптомы снижения зрения, головные боли, утом­ляемость и др. В этом случае также необходимо тщательное, прежде всего офтальмологическое обследование.

В раннем выявлении нарушений зрения у детей и в предупреж­дении зрительных расстройств большая роль принадлежит педаго­гам и воспитателям дошкольных и школьных учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow