Психического развития и нарушений интеллекта

№ п/п Дифференциальные признаки Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети)   Дети с ЗПР
1.   Характер анатоми-ческих поражений головного мозга     Наличие глубокого, диффузного (разлито- го) поражения головного мозга или – сочетание диффузного поражения с очаговыми поражениями коры головного мозга или подкорковых областей*     Отсутствие диффузного поражения головного мозга. Наличие очаговых ор- ганических поражении головного мозга средней или легкой степени. Наличие функциональных нарушений деятель ности центральной нерв ной системы.
2.     Состояние двигательной сферы   Наличие (как правило) выраженных в той или иной степени отклонений в развитии двигательной сферы (нарушений координации движений, недоразвития мелкой ручной моторики и др.) Нарушения со стороны двигательной сферы нерезко выражены или отсутствуют. Может отмечаться отставание в физическом развитии.
3.     Уровень развития познава- тельной деятельности   Отмечается стойкое снижение или отсутствие познавательных интересов; отсутствие инициативы и самостоятельности в учебной и других видах познавательной деятельности; мотивы учебной деятельности формируются с большим трудом; нарушено центральное звено познавательной деятельности – способность к анализу и обобщению полученной информации, а также способность к отвлеченному мышлению и абстрагированию. Отмечается проявление инициативы и самостоятельности в некоторых видах деятельности (прежде всего – игровой и предметно-практической, реже – в некоторых видах учебной деятельности). Выявляется наличие избирательных интересов к определенным видам деятельности или отдельным предметам окружающей действительности. Способность к анализу и обобщению полученной информации в основном сохранена. Деятельность восприятия и мышления, связанная с анализом наглядной и словесной информации, нуждается в направлении и поддержке со стороны педагога; необходима постоянная активизация познавательной деятельности.
  4. Психологические особенности, выявляемые в различных видах деятельности
  Дети с нарушениями интеллекта Дети с ЗПР
  А) способность к восприятию помощи Мало используют предлагаемую помощь или не используют ее совсем. Большинство детей способны адекватно воспринимать оказываемую помощь и правильно ее использовать.
  Б) темп усвоения знаний, навыков, способов действий, приемов деятельности Резко замедлен; необходимо постоянное «подкрепление» (повторный показ, объяснение и т.п.); затруднено усвоение не только навыков умственных действий, но и навыков практической деятельности. Снижен по сравнению с нормой; навыки практической деятельности (пред- метно-практические действия) усваиваются относительно легко и быстрее, чем навыки умственных действий; Отмечается неспособность к длительному умственному напряжению; продуктивность интеллектуальной деятельности снижена в связи с нарушением функций внимания и неспособностью к длительному умственному напряжению.
  В) прочность усвоения знаний (навыков, способов действий) Усвоенные знания (способы действий, навыки) без постоянного их использования в практической деятельности быстро утрачиваются. Относительной стойкостью обладают навыки, формирующиеся на основе механической памяти. Способность к усвоению и сохранению знаний, умений, навыков в целом приближается к норме. Могут отмечаться избирательные нарушения процесса запоминания той или иной информации (чаще – словесной, в отвлеченной форме)
  Г) темп перехода от одного уровня деятельности к другому Резко замедлен; без специально организованной помощи часто невозможен; овладение «абстрактно-логическим уровнем» деятельности, даже при оказании педагогической помощи, часто оказывается недоступным. Несколько замедлен, в частности, переход от «образно-действенного» к «абстрактно-логическому» уровню деятельности.
  Д) способность к переносу полученных навыков в новые условия деятельности или на другие виды деятельности.   Перенос полученных навыков, способов действий в новые условия деятельности крайне затруднен, даже при оказании соответствующей помощи со стороны взрослого. Имеется у большинства детей с ЗПР; как правило, на первоначальном этапе требуются указания и объяснения педагога.
             

В отличие от умственно отсталых дети с ЗПР (6-7-летнего возраста) могут понять смысл несложных рассказов, сказок; разложить картинки серии в определенной последовательности, составить небольшой по объему рассказ по их содержанию, используя при выполнении задания помощь педагога.

Дети с временной задержкой психического развития способны использовать оказываемую им при выполнении учебных заданий педагогическую помощь; они усваивают предлагаемые приемы решения задания и могут переносить их на выполнение других, сходных заданий. У детей-олигофренов эти способности формируются крайне медленно и с большим тру­дом.

Умение воспринимать и использовать оказанную помощь и осуществлять перенос усвоенных навыков на выполнение новых заданий определяет общий более высокий уровень обучаемости детей с ЗПР, по сравнению с умственно отсталыми детьми (что находит свое воплощение в объеме усваиваемого материала, темпе обучения и др.). Это позволяет многим детям с ЗПР через некоторое вре­мя успешно обучаться по программе массовой школы.

Особые трудности представляет отграничение от умственно отсталых детей тех детей с ЗПР, у которых более отчетливо выс­тупают признаки недоразвития познавательной деятельности.

Од­нако при некотором недоразвитии сложных форм мышления, у де­тей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, более сох­ранны моторика, речь, пространственные представления.

По данным Т.А.Стрекаловой (1981), дети с ЗПР к концу дош­кольного возраста могут достаточно успешно классифицировать простые предметы по таким наглядным признакам, как форма и цвет. По сравнению с нормально развивающимися детьми, дети с ЗПР с гораздо большим трудом выделяют в качестве общих признаков величину и материал предметов и слабо владеют понятиями второй ступени обобщенности. Однако они значительно превосхо­дят по уровню мыслительных операций умственно отсталых детей, которые не могут самостоятельно выделять общие признаки пред­метов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: