double arrow

Классификация спроса.

Состояние цены и качество проданного товара на рынке.

Цена (Price) за единицу товара, (Р) Спрос (Quantity), т.е. количество проданного товара, (Q)
   
   
   
   
   

Состояние цены и качества предлагаемого к продаже товара на рынке.

Цена за единицу товара Предложение товара
   
   
   
   
   

Цены на товары претерпевают изменения на рынке под воздействием спроса и предложения.

Спрос – можно определить как желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте.

Величина спроса на товар определяется влиянием следующих факторов:

Д к = f (Tx, Y, Px, P, W, F),

Где Дк – спрос на товар;

Тх – потребность покупателя в данном товаре;

Y – доход потребителя;

Px - цена на этот товар;

Pу – цена товара – заменителя;

Р – цена на дополняющий товар;

W – уровень благосостояния, т.е. покупательная способность потребителя;

F – мнение потребителя относительно перспективе его экономического благосостояния.

Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при каждой данной цене. Он говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой. Поэтому между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по данной цене, устанавливается строгое соотношение. Эту взаимосвязь можно представить в виде шкалы спроса, т.е. таблицы, показывающей какое количество товара будет получено по различным ценам.

Динамика спроса объясняется следующими обстоятельствами:

- по низкой цене купить товар сможет большое число потребителей;

- низкие цены заставят многих покупателей предпочесть этот товар другому;

- если же цены на товар будут высокими, определенное число покупателей откажется от покупки.

Используя шкалу спроса можно построить кривую спроса[Кэ1].

Р

20 40 60 80 100 Q

Кривая спроса показывает, что между ценой и количеством товара устанавливается обратная пропорциональная зависимость, т.е. проявляется постоянное убывание спроса: чем выше цена, тем меньше товаров по данной цене будет куплено. Увеличение количества товаров в продаже вызовет снижение цены на него.

Однако, при определенных условиях спрос на товары может меняться, в то время как цена остается постоянной. Подобная ситуация наступает в следующих случаях:

1. Когда существуют товары – заменители или взаимозаменяемые товары. Колебание цен на одни товары вызовет изменение спроса на товар – заменитель;

2. Изменения в доходах покупателей сразу скажется на спросе на товары и услуги;

3. Существуют дополняющие товары, скажем, бензин и масло для двигателя. Увеличение цен на бензин вызовет снижение спроса на него, а следовательно, на масло, хотя цены на него не изменились;

4. Изменение вкусов покупателей.

Если происходит одно из этих событий, то величина спроса увеличивается или уменьшается, хотя цена остается постоянной. Под влиянием не ценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса: влево – при уменьшении спроса (S2), вправо – при увеличении спроса (S3).

Р

 
 


S3

S1

0 S2 Q

Предложение - это то количество товаров (услуг), которые продавцы готовы предложить покупателю в конкретное время в конкретном месте.

В школе предложения сводится информация за единицу товара и соответствующим ей предложении, и показывает, что при высоких ценах продавец выставит на продажу большее количество товара, чем при низких ценах. Это происходит из-за стремления получить большую прибыль.

Если кривая спроса падает при росте цен, то кривая предложения при росте цен возрастает.

Кривая предложения

Р

20 40 60 80 100 Q

Здесь наглядно проявляется противоречивость интересов производителя и покупателя. Фирма – производитель через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в ее продукции. И если уровень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение прибыли, то это служит самым верным признаком целесообразности производства и соответствие спросу.

На величину предложения товаров влияет ряд факторов, главным из которых являются издержки производства. Если затраты при производстве продукта снизятся, это позволит производителю выпустить больше товаров. Рост приведет к противоположному результату – предложение снизится.

К факторам влияющим на величину предложения относятся научно-технический прогресс, степень монополизации рынка, уровень цен на взаимозаменяемые товары, другие источники получения фирмой прибыли.

Рыночная цена товара устанавливается при соответствии спроса и предложения. На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Р

       
   


Р2 -------------------

Р1

0

Q1 Q

Состояние равновесия никогда не бывает статическим, оно постоянно меняется под влиянием спроса и предложения. Сущность равновесия спроса и предложения заключается в достижении общего экономического равновесия рынка, когда товары находят своих покупателей через механизм рыночного ценообразования. Именно взаимосвязь цен конкурентного рынка создает общее равновесие рынка.

Для того, чтобы количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению факторов влияющих на них используют понятие эластичности.

Эластичность – мера реагирования одной переменной на изменение другой: или число, которое показывает процентное колебание одной переменной в результате изменения другой.

Особую важность представляет зависимость спроса от цен, или ценовая эластичность. Она описывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса. Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменению цен с точки зрения товаров, которые они приобретают.

Степень ценовой эластичности измеряют при помощи коэффициента эластичности (Эс), который вычисляют по следующей формуле:

Q2 - Q1 Р2 – Р1 % ∆ Q

Эс = ---------------; ----------------, или Эс = ----------

Q1 + Q2 Р2 + Р1 % ∆ Р

Где: Q1 – величина спроса при старых ценах;

Q2 – величина спроса при новых ценах;

Р2 – новая цена;

Р1 – старая цена.

Если небольшие колебания цены приводят к значительным изменениям количества покупателей продукции, то спрос принято называть эластичным (Эс > 1).

Если колебания цены сопровождаются не значительными изменениями количества продаж, то спрос является неэластичным (Эс < 1).

Эластичный спрос Неэластичный спрос

Р Р

 
 


Р2 - - - - - - - Р2 - - - - - - -

Р1 - - - - - - - - - - -

Р1 - - - - - - - - - - -

       
   


Q2 Q1 Q Q2 Q1 Q

Более точно отнести товар к той или иной группе можно, используя «тест доходов». В рыночных условиях главными показателями степени эластичности являются объем и движение дохода, выручка от реализации. Объем выручки от продаж равен произведению цены единицы товара на количество проданных товаров:

V(выручка от реализации) = Ц (единицы) * К (количество товаров)

Если с ростом цен этот показатель падает, то спрос на товар принято считать эластичным. В случаях, когда объем продаж не изменяется в след за ценой, спрос считается неэластичным.

К товарам неэластичного спроса относятся:

- товары первой необходимости (хлеб, электроэнергия и т.д.);

- товары, совсем или почти не имеющие замены (молоко, лекарства);

- относительно недорогие (соль, спички);

Что дает предпринимателю знание эластичности спроса?

Если маркетинговая служба, подсчитав эластичность спроса, увидела, что Эс < 1, то руководству фирмы можно дать рекомендации о повышении цен на этот товар, а это, естественно, скажется на росте выручки. Если Эс > 1, то цены лучше не повышать, так как выручка от реализации будет снижаться. В данном случае наоборот, целесообразно рассмотреть предложение о снижении цены, тогда выручка будет расти за счет увеличения спроса на товар.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: