Прибыль (убыток) от продаж (Ф. № 2, стр. 2200) принимает наиболее существенное участие в формировании чистой прибыли. Прибыль от продаж определяется как «выручка», ф. № 2, стр. 2110 за вычетом полной производственной себестоимости, которая включает в себя себестоимость продаж (ф. №2, стр. 2120) + коммерческие расходы (ф. № 2, стр. 2210) + управленческие расходы (ф. № 2, стр. 2220).
Цель факторного анализа прибыли от продаж – поиск резервов ее повышения.
На величину прибыли от продаж оказывают влияние следующие основные факторы:
1) объем продаж;
2) структура продаж;
3) цена на продаваемую продукцию;
4) затраты на производство продукции.
Для оценки влияния вышеперечисленных факторов используются данные специального расчета, в результате которого натуральные объемы продаж отчетного периода пересчитываются в цены и затраты предыдущего. Для этого можно использовать показатель базовой инфляции, публикуемый на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации.
1. Изначально оценивается общее изменение прибыли от продаж :
|
|
, (9.3)
где – прибыль отчетного периода, тыс. руб.;
– прибыль предыдущего периода, тыс. руб.
2. Расчет влияния на прибыль от продаж изменения объема продаж (Δ ) производится по формуле:
, (9.4)
где – прирост объема продаж в процентах, рассчитываемый по формуле:
, (9.5)
где – выручка отчетного периода в ценах предыдущего, тыс. руб.;
– выручка предыдущего периода, тыс. руб.;
– объем продукции i-го вида в натуральном выражении;
– цена на продукцию i-го вида;
– количество видов продаваемой продукции.
3. Расчет влияния на прибыль от продаж изменения отпускных цен на проданную продукцию ():
. (9.6)
4. Расчет влияния на прибыль от продаж изменения себестоимости продаж (Δ ):
, (9.7)
где – полная себестоимость проданной продукции отчетного периода в ценах и условиях предыдущего, тыс. руб.;
– полная себестоимость проданной продукции отчетного периода, тыс. руб.;
– полная себестоимость проданной продукции i-го вида, руб.
5. Расчет влияния на прибыль от продаж изменений в структуре продаж (Δ ):
. (9.8)
6. Расчет совокупного влияния факторов:
. (9.9)