Право государственной и муниципальной собственности

В российском законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается самостоятель­ным субъектом права.
В этом качестве оно может высту­пать и субъектом права собственности. Субъектами права государственной собственности выступают соответствующие государственные публично-правовые образования в целом (Российская Федерация, входящие в ее состав республи­ки, края, области и т.д.), а не их органы власти и управ­ления. Последние действуют в имущественном обороте от имени определенного государственного и муниципального образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия собственника. В со­ставе публичной собственности различают государствен­ную и муниципальную собственность.

Государственная собственность, в свою очередь, под­разделяется:

· на федеральную, принадлежащую Российской Феде­рации;

· субъектов Федерации (республик, краев, областей, го­родов федерального значения, автономных областей и автономных округов).

Субъектами муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, а также другие муници­пальные образования. Имущество, относящееся к госу­дарственной и муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальны­ми предприятиями и учреждениями, составляет имуще­ство казны (общегосударственной, субъекта Федерации или муниципальной казны).

Право государственной и муниципальной собственнос­ти осуществляется посредством права хозяйственного ве­дения и права оперативного управления. Эти права отно­сятся к ограниченным вещным правам (ст. 294, 296 ГК РФ); они принадлежат субъектам права, которые не явля­ются его собственниками, получившим возможность огра­ниченно использовать чужое имущество в своих интересах без посредничества собственника, а иногда и помимо его воли. Даже смена собственника имущества не ведет к ут­рате вещных прав (ст. 216 ГК РФ).

Существует сложный порядок отнесения государствен­ного имущества к федеральной собственности и к собствен­ности субъектов Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством России права собствен­ника в отношении федерального государственного имуще­ства осуществляют Правительство РФ и специально со­зданные органы:

· соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом;

· соответствующие таможенные органы при продаже с аукционов конфискованного в пользу государства иму­щества;

· органы Минфина являются ответчиками по соответ­ствующим искам при наступлении имущественной от­ветственности государственных образований и др.

Отличительными чертами государственной собственно­сти являются:

· нахождение в собственности государства любого иму­щества, в том числе изъятого из оборота;

· присущи только ей некоторые способы возникновения права собственности, например взимание налогов;

· право осуществлять принудительное изъятие имуще­ства у других собственников;

· право самостоятельно устанавливать правила исполь­зования своего имущества.

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная соб­ственность не является разновидностью государственной собственности и представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Правовая конструкция муни­ципальной собственности очень похожа на государствен­ную собственность, но не равнозначна ей.

Субъектами права муниципальной собственности (ст. 215 ГК РФ) являются городские и сельские поселения и дру­гие муниципальные образования в целом. От имени муни­ципального образования права собственника в пределах своей компетенции осуществляют его органы
(ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их собственниками соответствующего имущества.

В качестве объектов как государственной, так и муни­ципальной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и соору­жения производственного и непроизводственного назначе­ния, памятники истории и культуры и иное.

Имущество, находящееся в муниципальной собственно­сти, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые осуществляют владение, пользо­вание и распоряжение имуществом в рамках переданных им вещных прав.

Средства местного бюджета и иное муниципальное иму­щество, не закрепленное за муниципальными предприяти­ями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: