В российском законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается самостоятельным субъектом права.
В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности. Субъектами права государственной собственности выступают соответствующие государственные публично-правовые образования в целом (Российская Федерация, входящие в ее состав республики, края, области и т.д.), а не их органы власти и управления. Последние действуют в имущественном обороте от имени определенного государственного и муниципального образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия собственника. В составе публичной собственности различают государственную и муниципальную собственность.
Государственная собственность, в свою очередь, подразделяется:
· на федеральную, принадлежащую Российской Федерации;
· субъектов Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов).
|
|
Субъектами муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Имущество, относящееся к государственной и муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны (общегосударственной, субъекта Федерации или муниципальной казны).
Право государственной и муниципальной собственности осуществляется посредством права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Эти права относятся к ограниченным вещным правам (ст. 294, 296 ГК РФ); они принадлежат субъектам права, которые не являются его собственниками, получившим возможность ограниченно использовать чужое имущество в своих интересах без посредничества собственника, а иногда и помимо его воли. Даже смена собственника имущества не ведет к утрате вещных прав (ст. 216 ГК РФ).
Существует сложный порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством России права собственника в отношении федерального государственного имущества осуществляют Правительство РФ и специально созданные органы:
· соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом;
· соответствующие таможенные органы при продаже с аукционов конфискованного в пользу государства имущества;
· органы Минфина являются ответчиками по соответствующим искам при наступлении имущественной ответственности государственных образований и др.
|
|
Отличительными чертами государственной собственности являются:
· нахождение в собственности государства любого имущества, в том числе изъятого из оборота;
· присущи только ей некоторые способы возникновения права собственности, например взимание налогов;
· право осуществлять принудительное изъятие имущества у других собственников;
· право самостоятельно устанавливать правила использования своего имущества.
Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности и представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Правовая конструкция муниципальной собственности очень похожа на государственную собственность, но не равнозначна ей.
Субъектами права муниципальной собственности (ст. 215 ГК РФ) являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования права собственника в пределах своей компетенции осуществляют его органы
(ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их собственниками соответствующего имущества.
В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, памятники истории и культуры и иное.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые осуществляют владение, пользование и распоряжение имуществом в рамках переданных им вещных прав.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.