Образовательные и информационные технологии

В рамках дисциплины «Проектная деятельность в дошкольном образовании» планируется проведение традиционных и нетрадиционных лекционных и лабораторных занятий. Традиционные занятия: информационная лекция, беседа по заранее определенным вопросам, выступления студентов по плану занятия. Нетрадиционные: проблемные лекции, лабораторная работа по решению профессиональных задач.

В связи с необходимостью постоянной актуализации нормативных и методических документов, связанных с проектированием в дошкольном образовании (разработка основной образовательной программы на основе ФГОС), в рамках лабораторных занятий, а также в процессе подготовки к ним задействуются интернет-ресурсы.

В учебном плане по дисциплине «Проектная деятельность в дошкольном образовании» запланированы занятия в интерактивной форме. В связи с чем, планируется использование таких интерактивных форм работы, как работа в малых группах (анализ ФГОС дошкольного образования, обсуждение видов педагогических и управленческих проектов и др.); обсуждение дискуссионных вопросов и проблем в области проектной деятельности (например, проектирование содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования или показатели оценки проектной деятельности педагога ДОУ); проведение мини-конференций (например, по теме – использование метода проектов в работе педагога ДОУ).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КУРСА

Тема 1.1 Проектирование и проектная деятельность: основные понятия

План:

1. Понятие проектирования и проектной деятельности.

2. Функции проектной деятельности. Виды педагогического проектирования.

3. Уровни педагогического проектирования. Принципы проектной деятельности.

4. Этапы проектной деятельности.

Вопрос

Проектирование – целенаправленная деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательной системы, ориентированной на массовое использование. Цель проектирования – построение какого-либо объекта действительности с целью выполнения социального заказа. В качестве объекта проектирования выступает определённая педагогическая конструкция: технология, метод, содержание образования, учебная программа и. т. д.

Проектная деятельность – это вид деятельности, направленный на разработку проекта как инновационной модели образовательной системы, ориентированной на массовое использование.

Проектирование можно рассматривать как:

- специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта;

- научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);

- форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;

- управленческую процедуру.

Результатом проектирования выступает проект:

- предварительный, предположительный текст какого-либо документа (проект закона, проект программы);

- некоторая акция, совокупность мероприятий, объединенных одной программой (издательский проект, образовательный проект)

- завершенный цикл продуктивной индивидуальной или совместной деятельности (отдельного учащегося, проектной группы, образовательной организации).

Результатом проектирование является проект – замысел, прототип, прообраз какого-либо объекта действительности.

Проектная деятельность тесно связана с понятиями «прогнозирование», «конструирование», «моделирование».

Прогнозирование – это разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, вероятностное научное суждение о возможных состояниях явления в будущем. Проектирование и прогнозирование имеют общие цели и ориентацию на достижение результатов. Однако проектирование требует большей строгости и ответственности, поскольку оно осуществляется для получения результата, непосредственно используемого в практике. Прогнозирование же как "суждение о перспективах" допускает определенное варьирование в выводах.

Конструирование изначально возникло как вид инженерной деятельности, связанной с разработкой определенной конструкции инженерного объекта или системы. Современное понятие конструирования распространяется и на социальную сферу, где оно употребляется в смысле выявления, детализации, разработки и установления системы социальных связей. Конструирование и проектирование – последовательные этапы приближения замысла к его предметной реализации. В процессе конструирования разрабатываются детали, элементы проектируемого объекта, а при проектировании создается система взаимосвязей этих элементов, разрабатывается и оформляется проект.

Проектирование также связано с моделированием как методом исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях). Модель – это искусственно созданный образец в виде схемы, описания физических конструкций ил формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления).

Моделирование широко используется в проектировании для представления и преобразования объектов, явлений или процессов, которых еще нет в реальности или они по каким-то причинам недоступны. В рамках проектирования модель позволяет:

- создавать образы объектов или явлений;

- имитировать реальные процессы будущей деятельности;

- проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты проектирования;

- делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решения проблем.

Таким образом, проектирование имеет много общего с другими видами интеллектуальной деятельности, что позволяет органично применять их методы для реализации проектных целей.

Вопрос

Среди основных функций проектной деятельности принято выделять исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую, конструктивную.

Виды педагогического проектирования:

- социально-педагогическое, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;

- психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательного процесса;

- образовательное – ориентированное на проектирование качества образования и инновационные и изменения образовательных систем и институтов.

Последний вид проектирования нас будет интересовать в большей степени в процессе изучения дисциплины.

Вопрос

Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях. Под уровнем здесь понимается степень обобщенности проектных процедур и результата.

Концептуальный уровень – концепция, модель проекта результата.

Содержательный уровень – Положение (о научном или образовательном учреждении), программы (образовательные, исследовательские), ГОС.

Технологический – должностные инструкции, организационные схемы управления, учебные планы, технологии, методики.

Процессуальный – алгоритмы действий, дидактические средства, программные продукты, графики учебного процесса, методические рекомендации, разработки учебных тем, сценарии проведения праздников.

Основные объекты проектирования: образовательные системы и их компоненты, образовательные процессы, инструментарий педагогической деятельности.

Принципы проектной деятельности:

- принцип прогностичности – обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта. Создание инновационных образцов;

- принцип пошаговости – постепенный переход от проектного замысла к формированию образца цели и образа действий. От него – к программе действий и ее реализации;

- принцип нормирования – обязательность прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур;

- принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию о ее результативности и корректировать;

- принцип продуктивности – обязательность ориентации проектирования на получение результата;

- принципп культурной аналогии – адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам.

Вопрос

Этапы проектирования:

- предпроектный этап – включает такие процедуры как диагностика, проблематизация, целеполагание, концептуализация, форматирование проекта, его предварительная социализация;

- этап реализации проекта: уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта; пошаговое выполнение запланированных проектных действий; коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи; получение и внутренняя оценка проектного продукта; презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза;

- рефлексивный этап – осмысление замысла, хода и результатов проекта;

- послепроектный этап: апробация, распространение результатов и продуктов проектной деятельности; выбор вариантов продолжения

Контрольные и проблемные вопросы

Составьте структурно-логическую схему понятий «проект», «проектирование», «проектная деятельность».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: