Тема 1.2 Объекты проектной деятельности: образовательные системы

План:

1. Понятие «системы» и «образовательной системы».

2. Виды образовательных систем.

3. Функции образовательных систем.

Вопрос

С точки зрения системного подхода, отражение всякой реальности базируется на понятии СИСТЕМА (греч. – целое, составленное из частей). А современная научная педагогическая литература трактует систему как «взаимосвязанное единство отдельных частей, образующих новое качество, которому присущи свои специфические свойства» (Г.Н. Сериков). Т.о., любая система - это общность связанных между собой элементов.

По мнению В.Г. Афанасьева можно выделить следующие признаки системы:

· наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Минимально допустимое число элементов в системе – два;

· наличие структуры, то есть определенных связей и отношений между элементами. Способ связи между элементами определяет структуру системы;

· наличие интегративных качеств (системность), то есть таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему;

· наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов;

· целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели;

· наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах;

· наличие управления.

Далее обратимся к понятию «образовательная система».

Следует отметить, что в педагогической литературе часто понятия «педагогическая система», «образовательная система» и «система образования» используются как синонимы. Среди различных подходов к определению понятия "образовательная система" ("система образования") можно выделить историко-культурологический (В.М.Розин, В.Е.Родионов); деятельностный (В.Я.Нечаев) и структурно-функциональный (В.С.Игропуло). Последний из перечисленных позволяет конкретизировать описание как структурных элементов системы (образовательные программы, образовательные учреждения, органы управления и т.д.), так и структуру процесса (процессуальные характеристики) - реализацию образовательных программ и государственных стандартов. Кратко и обобщенно образовательную систему можно определить в рамках этого подхода, как систему, в которой осуществляются образовательные процессы.

К характерным особенностям образовательных систем относится то, что они создаются:

- человеком (группой людей, которые участвуя непосредственно или опосредованно в организации и проведении образовательного процесса, являются структурным элементом системы);

- для человека (группы людей, которые будучи включенными в образовательный процесс, протекающий в системе, также становятся ее структурным элементом).

Функционирование образовательных систем подчинено образовательным целям, которые представляют собой "сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество" посредством реализации "программы развития человека средствами образования" [1], его самоопределения и продуктивного включения в общественную жизнь.

Понятие «системы образования» раскрыто в Законе РФ «Об образовании» (2012 г.). Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих элементов.

Вопрос

Существуют различные классификации образовательных систем по разным признакам.

I.Образовательные системы делятся на простые и сложные.

Различают два основных вида простых образовательных систем:

- искусственные (различные проекты: образовательные стандарты, методики реализации образовательных процессов и пр.);

- естественные (деятельность или взаимодействие людей в процессе достижения целей образования: учение, преподавание, разработка средств реализации образования).

К числу сложных относятся смешанные образовательные системы, в которых деятельность субъекта образования или субъектов образовательного взаимодействия (естественная образовательная система) зависит от созданного кем-то проекта или замысла (искусственной образовательной системы).

II. Каждое образовательное учреждение (организация) представляет собой сложную образовательную систему, элементами которой являются:

- подсистема согласованных действий педагогов, учащихся и родителей;

- подсистема классов, групп, параллелей, возрастных звеньев;

- подсистема образовательных направлений и специализаций;

- подсистема целей, задач, содержания образования, методов и средств организации образования.

На уровне субъектов образовательного взаимодействия образовательную систему составляют: урок с его формами, задачами, методами реализации задач; ученик в процессе учения; методические материалы учителя; взаимодействие ученика, учителя и родителей.

На уровне дошкольного образования основной является образовательная система – «детский сад». На уровне общеобразовательной подготовки – «школа», «интернат», «детский дом», «гимназия». На уровне среднего профессионального образования – ведущими являются образовательные системы «колледж», «лицей», «училище». Уровень высшего профессионального образования представлен образовательными системами «вуз», «академия», «университет».

III. Выделяют федеральную, региональную и муниципальную образовательную системы – в зависимости от территориального масштаба.

Мы подробно рассмотрели виды образовательных систем с точки зрения образовательных учреждений и образовательных стандартов.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что в настоящее время существует многообразие образовательных систем. Мы можем рассматривать образовательное учреждение и образовательную программу как образовательные системы и наряду с этим говорить об учебном занятии как об образовательной системе. Все аспекты образования имеют свойства системности.

Вопрос

Различают следующие функции образовательных систем:

· Реализация ФГОС, ГОС, образовательных стандартов и образовательных программ.

· Поддержание преемственности образовательных программ на всех уровнях образования.

· Обеспечение выбора индивидуальной образовательной траектории.

Контрольные и проблемные вопросы

1. Назовите основные признаки системы.

2. Назовите виды образовательных систем.

3. Докажите, что учебное занятие представляет собой целостную образовательную систему.

4. Обоснуйте свое понимание открытости и динамичности образовательной системы.

5. Приведите примеры федеральной, региональной и муниципальной образовательной систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: