Смета затрат

Смета затрат - один из основных документов, непосредственно связан­ный с планированием затрат и управлением ими на предприятии. Прежде все советские предприятия разрабатывали смету затрат в обязательном по­рядке, так как она входила в состав так называемого техпромфинплана, без разработки и утверждения которого не могло работать ни одно предпри­ятие. Сейчас разработка этого документа не является обязательной, и мно­гие, особенно молодые, предприятия смету затрат не составляют.

На многих крупных, бывших государственных предприятиях, составле­ние смет затрат является, скорее, данью традиции, чем сознательным ис­пользованием возможностей этого механизма экономии затрат.

В то же время опыт западных предприятий учит, что в условиях жесткой рьшочной конкурешцти невозможно добиться успеха без тщательного кон­троля собственных затрат, основой которого как раз и должна служить смета.

По-видимому, все слышали, какое значение в управлении финансами предприятия в странах с развитой рыночной экономикой играет так назы­ваемое бюджетирование - составление самых разнообразных бюджетов:

бюджета затрат на оплату труда, бюджета общепроизводственных расхо­дов, бюджета коммерческих расходов, бюджета продаж и т. д. Между тем, бюджет - это та же смета, составленная с учетом специфики соответствую­щей сферы деятельности.

Что же такое смета затрат предприятия в привычном для многих "российском понимании"? Смета - это полный свод затрат предприятия за некоторый период времени на весь объем производства и реализации его про­дукции.

В смету включаются все виды затрат, связанных с производством и реа­лизацией продукции предприятия, не зависимо от того, в каком именно подразделении предприятия и на какие конкретные цели они будут израс­ходованы.

Внутри сметы все затраты группируются по экономически однородным элементам.

Эта группировка должна в наибольшей степени соответствовать структу­ре затрат каждого конкретного предприятия, поэтому структура сметы мо­жет сильно различаться не только для предприятий разных отраслей, но и внутри одной отрасли.

В наиболее общем варианте основные статьи сметы могут быть следую­щими:

· сырье и основные материалы (за вычетом отходов) в т.ч. покупные из­делия, полуфабрикаты и услуги со стороны;

· вспомогательные материалы;

· топливо со стороны;

· электроэнергия со стороны;

· заработная плата;

· отчисления во внебюджетные фонды;

· амортизация основных фондов;

· прочие денежные расходы.

Упражнение. В приведенном выше перечне затрат присутствует такая статья. как. «электроэнергия со стороны». Предположим, в состав предприятия входит своя электростанция, и предприятие всю электроэнергию получает от этой станции. Означает ли это. что в смету должна быть включена статья «электроэнергия соб­ственного производства»?

Упражнение. Если Вы в предыдущем упражнении дали отрицательный ответ, то как Вы считаете, как лее тогда включить в себестоимость продукции затраты на производство электроэнергии?

Упражнение. Можно ли сказать, что итогом сметы затрат является полная се­бестоимость всей реализованной предприятием продукции? Правильно, нельзя. Ка­ким корректировкам надо подвергнуть "итого" сметы, чтобы получить в итоге "полную себестоимость реализованной продукции "?

Предупреждаю, что задание из разряда непростых. В дальнейшем мы к нему вер­немся, и Вы сможете проверить свои ответ. Если вдруг окажется, что он у Вас правилен на 100%, то Вы - достаточно квалифицированный экономист.

Первые два упражнения являются хорошей проверкой того, насколько Вы внимательны. Если на первое из них Вы ответили утвердительно, то, скорее всего, читая данную лекцию, Вы не очень внимательны. В общем случае электроэнергия собственного производства не включается в смету, а затрать! на ее производство участвуют в образовании себестоимости про­дукции через расходы на топливо для выработки электроэнергии, приобре­тение смазочных материалов, запасных частей для ремонта заводской элек­тростанции, амортизацию ее оборудования, заработную плату работников и т. д. Точно так же в смету не включается расходование полуфабрикатов, узлов и деталей собственного производства и т. п.

Конечно же, подобную статью в смету включить можно, но то, что полу­чится, с большим трудом можно будет назвать сметой, так как при этом нарушается принцип группировки статей сметы по экономически однород­ным элементам. («Электроэнергия собственного производства» включает в себя и материальные затраты, и амортизацию, и заработную плату). В этом случае из общих затрат на топливо надо будет исключить затраты на топ­ливо для производства электроэнергии, из всей заработной платы - зара­ботную плату работников электростанции и т. п. •

Смета затрат может составляться по предприятию в целом, а также по отдельным структурным подразделениям, цехам, проектам и т.д.

Грамотное составление сметы на достаточно крупных предприятиях, имеющих цеховую структуру, предполагает начало работы над сметой "внизу", в цехах, а затем уже "подъем" на уровень предприятия в целом. При этом исходным пунктом разработки сметы затрат цеха является его производственная программа.

Кроме цеховых смет на крупных предприятиях разрабатывают смету об­щепроизводственных расходов, смету коммерческих расходов, а иногда -для крупных цехов - смету общецеховых расходов.

Может показаться, что если составить сметы по всем отделам, цехам и т.н. и сложить их, то получим общую смету предприятия. В действительно­сти это не обязательно так, ибо существует внутренний оборот.

Например, рассмотрим сметы затрат двух цехов. Один из них производит комплектующие и поставляет на сборку в другой, который, в свою очередь, добавляет к ним покупные узлы и собирает готовую продукцию. Пусть их сметы затрат выглядят следующим образом (табл. 1).

Как видим, сумма смет этих цехов равна 800, однако смета по двум цехам в целом будет после исключения повторного счета лишь 600.

Таблица 1

    Производство комплектующих Сборка Итого
Материал   200+150*  
Заработная плата      
Отчисления во внебюджетные фонды      
Амортизация      
Прочие      
Итого      

* 200 - это продукция смежного цеха, 150 - покупные изделия.

Чем детальнее составлена смета, тем более эффективный инструмент планирования и контроля она собой представляет, поскольку позволяет от­слеживать затраты по большему числу позиций. Однако это правило дейст­вует до определенного предела, так как при слишком большой дробности точность планирования каждой статьи резко снижается, превращаясь в мнимую точность.

Если действительно задаться целью как можно более тщательно сплани­ровать множество мелких статей, то это приведет к резкому росту затрат на разработку сметы. Поэтому здесь, как и везде в экономике, очень важен принцип эффективности: увеличение затрат должно сопровождаться повы­шением эффекта, в противном случае оно бессмысленно.

Смета - это, в основном, плановый документ. Она имеет большое значе­ние в планировании деятельности предприятия: в определении потребности в материалах, заработной плате, общей потребности в оборотных средст­вах. Смета играет важную роль при разработке финансового плана пред­приятия и т.д.

Однако смета - это не только плановый документ. Цивилизованное веде­ние предприятия предполагает и составление фактических, или отчетных смет. Сравнение плановой и фактической сметы - отличный материал для анализа состояния дел на предприятии, для выработки путей снижения за­трат и повышения эффективности его работы.

Как уже отмечалось, в плановой смете все затраты группируются по эко­номически однородным элементам. Естественно, что это же требование должно выполняться и для фактических смет. Это означает, что, например, из стоимости материалов закупленных предприятием, должны быть исклю­чены расходы предприятия по доставке, погрузке, разгрузке, сопровожде­нию и т.п., которые должны быть сперва разложены по элементам: зарпла­та, отчисления, амортизация, топливо, материалы, а потом уже отнесены па соответствующие статьи.

Зато это позволяет быть уверенным, что, например, заработная плата в целом равна именно той величине, которая указана в смете.

Опыт показывает, что составление серьезной сметы - дело довольно до­рогое, требующее значительных затрат времени, средств, привлечения ква­лифицированных экономистов. Разработка смет (особенно фактических) -дело добровольное, не регламентируемое никакими документами, но, по­вторим, для цивилизованного ведения предприятия - необходимое.

От сметы затрат коммерческого предприятия следует отличать смету до­ходов и расходов бюджетной организации.

Смета доходов и расходов - важнейший финансовый документ любой бюджетной организации, на основании которого и осуществляется ее фи­нансирование.

В разработке этой сметы никакой самодеятельности не допускается. На­звание и содержание всех статей определяется Бюджетной классификацией РФ, утвержденной Федеральным Законом от 15.08.96 № 115-ФЗ "О бюджет­ной классификации Российской Федерации". Всего в этой классификации свыше 100 статей.

После того как бюджетная организация составила свою смету, она пере­дает се в вышестоящую инстанцию на утверждение. Если эта смета утвер­ждается, то по ней открывается финансирование. Средства выделяются по каждой статье отдельно и, как правило, должны использоваться на цели, предусмотренные данной статьей, правда, организация в настоящее время довольно свободно может перераспределять деньги между статьями уже ут­вержденной сметы. Хотя в перераспределении средств и сейчас существуют некоторые ограничения, раньше эти ограничения были очень жесткими, а, например, в 50-х годах за подобное перераспределение можно было угодить в тюрьму.

Основным отчетным документом бюджетной организации является отчет об исполнении сметы, являющийся, по сути, балансом бюджетной органи­зации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: