Проектная и исследовательская деятельность имеет как общие, так и специфические черты. К общим относятся: целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; проведение работ; представление результатов (защита работы). Конечно, учащийся должен проявить компетентность в выбранной сфере исследования. Цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы.
К специфическим различиям учебно-исследовательской деятельности следует отнести следующие черты:
ü в процессе исследовательской деятельности у учащихся формируется познавательная установка на готовность познавать мир как он есть; это неутилитарная в своей основе деятельность;
ü в ходе исследования организуется поиск в какой-то определённой области, ограниченной объектом и предметом исследования;
ü логика исследования должна включать: формулировку проблемы, выдвижение гипотезы, экспериментальную или модельную проверку выдвинутой гипотезы, формулировку выводов исследования, которые являются его результатом; отрицательный результат в данном случае тоже является результатом;
ü в отличие от научно-исследовательской деятельности учебно-исследовательская деятельность не предполагает обязательной ориентации на получение нового знания (это эффект работы, а не его результат); индивидуальное исследование ученика является исследовательской пробой.
К специфическим различиям проектной деятельности можно отнести такие черты:
ü в процессе проектной деятельности у учащихся формируется готовность относиться к миру человеческой цивилизации как к тому, что создано энергией и волей людей; проект – преобразовательная функция человеческой деятельности, он в своей основе прагматичен;
ü проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, предназначенного для определённого практического применения;
ü реализацию проекта предваряет представление о будущем продукте (замысел), который воплощается поэтапно (планирование); результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Важно, чтобы не только педагоги, но и сами учащиеся различали эти типы учебной деятельности.
Организация проектной и исследовательской деятельности может проходить в пространстве разных видов человеческой культуры, охватывать художественно-эстетическую, естественнонаучную, социальную, инженерную, физкультурно-спортивную, информационно-технологическую и другие виды деятельностей. Этому могут служить все компоненты социокультурные пространства школы: основной образовательный процесс, внеурочная деятельность, дополнительное образование, самообразование.
Как отмечается в Примерной образовательной программе основного общего образования ФГОС, «проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта». В этом же документе представлена и типология проектов, представленная по
- видам проектов (информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный);
- содержанию (монопредметный, метапредметный, относящийся к области (областям) знаний, относящийся к области деятельности);
- количеству участников (индивидуальный, парный, малогрупповой, групповой, коллективный, муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой);
- длительности (от проекта-урока до многолетнего проекта); дидактической цели (ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.).
Особое значение в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года (или даже двух лет).
Учебно-исследовательская деятельность организуется с помощью системы учебных ситуаций, направленных на открытие и поэтапное освоение исследовательской деятельности как таковой в соответствии с возрастными возможностями обучающихся. Учебно-исследовательская деятельность может иметь множество форм: учебный эксперимент, различные виды урока (урок-исследование, урок-лаборатория, урок-экспертиза, урок открытых мыслей, исследование текстов, урок-конференция исследовательских работ и т.д.), домашнее задание исследовательского характера, исследовательская практика (полевая, на производстве и др.), образовательные экспедиции, ученическое научно-исследовательское общество, художественные исследования на пленэре, участие в конкурсах различного уровня и другие формы.