Выдвижение единых требований по выполнению обучающимися проектных и исследовательских работ

Очевидно, что в условиях существования единого образовательного комплекса важно создать систему единых требований по выполнению учащимися проектных и исследовательских работ. Вместе с тем, это не должно носить жёстко регламентирующий характер, поскольку в каждом СП сложились свои подходы, своя образовательная среда. Требования должны зафиксировать тот минимум, который необходимо выполнять каждому учащемуся, вовлечённому в проектную деятельность. Основные требования проистекают из специфики самой проектной и учебно-исследовательской деятельности: целеполагание, определение задач, выдвижение гипотезы, планирование, выполнение работы, защита работы и др. (см. выше). Однако в связи с переходом образования на новые стандарты, нужно ориентироваться на требования ФГОС («выпускник научится…» и «выпускник получит возможность научиться…»).

Особенно это актуально для оценки итогового индивидуального проекта за курс основной и средней школы (9, 10-11 классы). Примерная образовательная программа ООО определяет и ндивидуальный итоговый проект как «учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную)». ФГОС СПО указывает, что индивидуальный проект (учебное исследование или учебный проект) «выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)». Подготовка проекта (исследования) должна включать требования по следующим рубрикам: организация проектной (или учебно-исследовательской) деятельности, содержание и направленность проекта (исследования), защита работы, критерии оценки проектной (исследовательской) деятельности.

Требования к организации:

1. Обучающиеся сами выбирают как тему проекта (исследования), так и руководителя.

2. Тема проекта и прикрепление проекта к руководителю должны быть утверждены заведующим учебной частью соответствующего структурного подразделения.

3. Обучающиеся совместно с руководителем проекта составляют план реализации проекта или исследования (рекомендуется вести особый дневник, где обозначается тема, руководитель, план, поэтапная реализация).

Требования к содержанию и направленности проекта (исследования):

1. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность и представлен в качестве продукта. Продуктом может быть: письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств); макет или иное конструкторское изделие; отчётные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные материалы и др.).

2. Результатом учебно-исследовательской деятельности являются обоснованные выводы по логически доказанной и экспериментально проверенной (и выдвинутой самим учеником) гипотезе на основе поставленной в исследовании проблемы.

3. Кроме продукта, по завершении проекта должны быть представлены:

ü краткая пояснительная записка к проекту (исследованию), где

для всех проектов обязательно указывается исходный замысел, цель и назначение проекта, краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов, список использованных источников;

для конструкторских проектов в пояснительную записку включается также описание особенностей конструкторских решений;

для социальных проектов описываются эффекты от реализации проекта;

для учебного исследования обязательно указывается актуальность темы, формулируются проблема и цели работы, выдвигается гипотеза, перечисляются методики исследования, оформляются результаты проверки гипотезы (возможно, в форме графиков, диаграмм, таблиц), формулируются общие выводы, указывается список использованных источников;

ü краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта (исследования), в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов

4. Необходимо соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

Требования к защите проекта (исследования):

1. Защита индивидуального проекта осуществляется на особо организованных школьных конференциях как на уровне структурных подразделений, так и на уровне общешкольной конференции (возможно деление на секции).

2. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта (в случае исследования – его результата) с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Требования к критериям проектных и исследовательских работ:

Для выпускника основной школы (проект):

1. способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем (умение поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировка выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п);

2. сформированность предметных знаний и способов действий (умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой темой использовать имеющиеся знания и способы действий);

3. сформированность регулятивных действий (умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях);

4. сформированность коммуникативных действий (умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы).

Для выпускника старшей школы (проект или исследовательская работа):

1. способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;

2. сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, использование знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

3. сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

4. способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности.

Для понимания обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности необходимо проводить с ними отдельные беседы, на которых объяснялась бы специфика учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности, представлялись специально разработанные памятки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: