Тема 11. Развитие личности

Основные факторы, влияющие на развитие личности человека. Среда, наследственность и развитие личности. Представление о развитии в различных направлениях психологии. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С.Выготский). Концепция двойной детерминации развития личности и ее методологические предпосылки.

Возрастные свойства личности. Проблема возрастной периодизации развития личности.

Положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Психологические принципы и основания периодизации развития человека. Кризисы развития и их роль в становлении личности. Понятие ведущей деятельности в процессе развития личности (А.Н.Леонтьев). Противоречие между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сферами как движущее противоречие в развитии личности. Схема периодизации психического развития личности в детском возрасте (Д.Б.Эльконин).

Биогенетические периодизации развития человека. Представления об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З.Фрейда. Социогенетические периодизации развития человека. Основные положения концепции развития морального сознания личности.

Персоногенетические периодизации развития человека. Психосоциальная периодизация развития личности (Э.Эриксон). Жизненный путь человека и психологический возраст. Кризисные периоды развития личности. Возрастные изменения организма как личностная проблема. Проблемы развития личности во взрослом и пожилом возрасте.

Культура и личность. Понятие о модальной личности, базовой личности. Кросс-культурные исследования в психологии. Индивидуализм и коллективизм.

«Личность рождается дважды»: представление о развитии личности (А.Н. Леонтьев). Развитие личности как разрешение жизненных проблем. Условия и пути самоактуализации личности. Личностный рост. Основные черты самоактуализирующейся личности. Поиск смысла жизни и понимание жизненных целей. Понятие о личностном росте. Тенденции к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию.

Тема семинара:

1. Психология в свете кросс-культурных исследований. Методология кросс-культурных- исследований. Основные результаты: Ш.Шварц, Г. Триандис, Р. Нисбетт. Понятия о личности в разных культурах.

2. Этическая идентичность и толерантность личности.

Семинар проводится в форме докладов и дискуссии.

Литература, рекомендованная к каждому разделу, приводится в п. 10 - Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: