Методика проведения социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений

Выявление причин совершения учащимися преступленийявляется важным элементом системы профилактики правонарушений учащихся в образовательном учреждении, что отражено в ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с ч.1. ст. 22 ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является выявление причин и условий безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних

Анализ нормативно-правой базы деятельности общеобразовательных учреждений показал невозможность использования понятия «педагогическое расследование» по выявлению причин совершения учащимися преступлений по ряду причин.

Во первых, - существует понятие «дисциплинарное расследование», которое проводится по жалобе на работника ОУ согласно п.2 ст.55 закона РФ «Об образовании». При этом процедура рассмотрения жалоб по дисциплине труда работника предполагает сбор объяснительной с работника, сбор материалов удостоверяющих факт нарушения дисциплины труда работником или наоборот опровергающих этот факт. Все собеседования и заседания дисциплинарной комиссии фиксируются протоколом, на основании представленных документов составляется решение комиссии, в соответствии с которым руководитель может вынести дисциплинарное взыскание (см. ст. 192, ст. 193 ТК РФ).

Во вторых, -в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» образовательные учреждения осуществляют «социальный или педагогический контроль» за поведением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, изучают условия их жизни, диагностируют отклонения в развитии и поведении.

В - третьих, в соответствии с ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» государственное образовательное учреждение ведёт индивидуальную профилактическую работу по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством РФ; в соответствии со ст.9 п.2 выявлять, а также незамедлительно информировать: - орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом их детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

В связи с этим, более точным, чем понятие «педагогическое расследование» является понятие «социально-педагогический мониторинг». Педагогический мониторинг — это диагностика, оценка и прогнозирование социальной защиты и адаптации личности учащегося в тех или иных условиях.

Социально-педагогический мониторинг причин совершения учащимися преступлений - это выявление причинно-следственных связей между личностными особенностями ребенка, его социальным статусом, особенностями ближайшего окружения и общения, и совершением преступления. Он позволяет, по каждому случаю преступления, устанавливать причины и условия, способствовавшие его совершению.

Социально-педагогический мониторинг по выявлению причин совершенного преступления проводится в случае прекращения уголовного дела (уголовного преследования) в отношении несовершеннолетнего по нереабилитирующим основаниям и после приговора суда о признании несовершеннолетнего, совершившего преступление, виновным.

В случае, если ранее учащийся не имел отклонений в поведении, на учете в ОДН не состоял, никакой информации о его противоправном поведении в ОУ не поступало, основным материалом для изучения является психолого-педагогическая характеристика учащегося.

Для проведения социально-педагогического анализа (мониторинга) по выявлению причин совершенного преступления учащимся создается комиссия, в которую могут входить:

· специалист районного отдела образования;

· директор ОУ;

· заместитель директора по воспитательной работе;

· представитель школьной общественности (социальный педагог).

Комиссия проверяет и анализирует документы на учащегося, совершившего преступление, и выносит заключение о причинах, приведших данного учащегося к совершению преступления.

Документы, подлежащие рассмотрению:

· информация об отклоняющемся поведении и правонарушениях учащегося, поступившая в ОУ из различных организаций (ОДН, КДН и ЗП, ОО и П и др.), а также докладные на имя директора ОУ от классного руководителя, учителей-предметников, других сотрудников школы;

· протоколы, акты и распоряжения администрации о мерах, принимаемых к учащемуся по фактам отклоняющегося поведения и правонарушениям (проведение бесед, обсуждение на заседаниях Совета профилактики, педсоветов, вынесение выговоров по школе, направление представлений в КДНиЗП, информаций в ОДН, организация работы с родителями, организация досуга учащегося и т.д.);

· документы, в которых зафиксированы факты помощи, которая оказывалась учащемуся со стороны школы, если в этом была необходимость;

· заключения и акты по контролю о результативности принимаемых мер;

· подробная характеристика на учащегося (учеба, взаимоотношения с учителями, сверстниками, особенности характера учащегося, ситуация в семье, характеристика родителей, их отношение к воспитанию ребенка).

Методика проведения социально-педагогического мониторинга о возможных причинах совершенного преступления:

1. Анализ семейной ситуации
Содержание Методы сбора информации Документы
- состоит ли на учете (дата постановки; где, причина) – внутришкольный контроль, ОДН; - полная, неполная семья; - количество детей в семье; - кто занимается воспитанием (родители или лица, их заменяющие); - характеристика взаимоотношений в семье; - воспитательный потенциал семьи; - материальное положение семьи; - информированность специалистов ОУ о проблемах семьи; - формы взаимодействия с семьей, причины контактов (или их отсутствие); - готовность семьи к сотрудничеству с ОУ в решении проблем ребенка; - виды помощи оказанной семье в ОУ (психолого-педагогическая, социально-правовая, материальная, др.) Наблюдение, беседа, анализ документации, запросы, посещение семьи - характеристика семьи, - социальный паспорт семьи, - акт о ЖБУ; - протоколы заседаний совета по профилактике ОУ, запросы (в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, кризисные службы, социальные гостиницы и т.д.); - личное дело ребенка, - документы из учреждений системы профилактики, от родителей (договора, заявления) - журналы или банки данных, в которых зафиксирована (отражена) профилактическая работа с родителями (законными представителями), с близкими людьми для учащегося, - заключение ПМПК, -рекомендации психолога  
2. Анализ информации о учащемся
2.1. Характеристика учебной деятельности: - успеваемость; - посещаемость; - характеристика проблем учащегося; - особенности взаимоотношений в классе и с учителями; - проделанная педагогическая работа при наличии у учащегося проблем в учебной деятельности. Наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа с учителями - предметниками, классным руководителем, психологом, одноклассниками, анализ документации. - характеристика классного руководителя; - выписка из классного журнала; - выписка из журнала учета посещаемости; -информация по внутришкольному контролю, из базы данных по правонарушениям; - психолого-педагогическая характеристика класса; -социальный паспорт класса; - заключения и рекомендации психолога и ПМПК; - индивидуальная карта сопровождения; - - докладные записки педагогов; - журнал регистрации консультаций.
2.2. Характеристика психического и физического развития, поведенческих особенностей: -индивидуально-личностные особенности учащегося, - социальный статус в классе, взаимоотношения со сверстниками, - уровень физического развития, - принадлежность учащегося к молодежным субкультурам, - вредные привычки - оказание психолого-педагогической поддержки специалистов ОУ, и специалистов др. учреждений, - дата направления и результаты обследования РМПК, ГМПК (если было). Беседы с одноклассниками, учителями, психологом и т.д.; наблюдение, беседа, тестирование; анкетирование; анализ документации. - характеристика психолога; - справка (выписка) о состоянии здоровья; - заключения и рекомендации психолога и ПМПК; - психолого-педагогическая характеристика класса; - заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования; -карты сопровождения - приказ о постановке на внутришкольный учет; - входящие документы: протоколы КДН и ЗП, документация из ОДН РУВД; -докладные, служебные объяснительные, записки, - ходатайства.
2.3. Внеурочная деятельность: - интересы и предпочтения в проведении свободного времени; - организация досуга (занятость в системе дополнительного образования, клубах (где)); - участие в жизни класса, школы (внеклассная работа). Беседы с учащимся, родителями или законными представителями и (или) кружководами или тренерами и сверстниками; опрос, тестирование, анкетирование запрос в подростковые клубы, дома творчества. -запросы и акты; - протоколы бесед; - характеристика из ОДОД или ПМК (Спорт. школы, ДДТ, КЦТТ и т.п.); - справки о занятости во внеучебное время, в каникулярное время; -грамоты за участие в соревнованиях, играх и т п.  

По окончании социально-педагогического мониторинга составляется обзорная справка (Приложение 1).

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: