Моральный износ основных средств

Основные средства претерпевают не только физический, но и моральный износ. Сущность морального износа состоитв том, что средства труда остаются работоспособными, ноэксплуатация их становится экономически нецелесообразной раньше, чем наступает физический износ, до окончания срока полезного использова­ния. В наибольшей степени моральный износ свойствен актив­ной части основных средств — машинам и оборудованию и обусловлен научно-техническим прогрессом.

Различают два рода морального износа. Моральный износ первого рода (МИ-1) заключается в утрате стоимости машин по мере того, как их воспроизводство становится дешевле. Мо­ральный износ второго рода (МИ-2) действующих машин и обо­рудования обусловлен появлением и внедрением в экономику народного хозяйства новых, более прогрессивных машин.

Возникновение МИ-1 определяется ростом производитель­ности труда в сфере производства техники, совершенствовани­ем технологии, организации и управления в процессе изготов­ления изделий. МИ-2 обусловлен результатами внедрения дос­тижений научно-технического прогресса в создание новых конструкций машин, что влечет повышение качественных по­казателей новой техники и соответственно уменьшение потре­бительной стоимости ранее выпущенных машин.

МИ-2 по сравнению с первым является категорией более сложного порядка. Он непосредственно связан с изменением качественных показателей и соответственно потребительной стоимости средств труда.

Потребительная стоимость машин характеризуется рядом показателей. Уровень этих показателей или их взаимосвязан­ной группы по конкретным средствам труда может на опреде­ленном этапе оказаться ниже современного уровня, т. е. мо­рально устареть. Следовательно, МИ-2 может происходить многопланово. Можно выделить совокупность свойств и соот­ветственно рассматривать МИ-2 различных видов.

Во-первых, это экономический аспект развития машин: увеличивается их производительность, надежность, снижает­ся металлоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоем­кость их производства и эксплуатации.

Во-вторых, это социальный аспект совершенствования ма­шин: улучшение условий и безопасности труда оператора на используемой технике, улучшение ее эргономических и эсте­тических показателей. Снижается уровень шума, вибрации, загрязненности воздуха на рабочем месте оператора, улучша­ется и облегчается управление оборудованием, уменьшаются физические и нервно-психические нагрузки при управлении, повышается степень автоматизации труда.

В-третьих, это экологический аспект: в условиях промыш­ленного развития актуально создание экологически безопас­ных машин. Мероприятия в этом направлении сводятся к уменьшению объема и токсичности выбросов в атмосферу, про­исходящих при работе машин, снижению воздействия техни­ческих средств на окружающую среду.

Все перечисленные аспекты развития машин взаимосвяза­ны. Так, улучшение условий труда нередко способствует повы­шению уровня использования возможностей техники, что ве­дет к росту ее производительности. Улучшение социальных и экологических характеристик машин в конечном итоге прояв­ляется в экономии затрат на лечебно-профилактические и при­родоохранные мероприятия.

Следовательно, при проектировании и освоении производ­ства новых машин необходимо учитывать последствия мораль­ного износа первого и второго рода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: