Относительные величины весьма распространены и постоянно применяются в медицине и здравоохранении. С помощью относительных величин производится сравнение уровней заболеваемости, рождаемости, смертности, сопоставляются показатели деятельности лечебных учреждений. Однако, в результате сводки материала в разработочных таблицах получаются абсолютные числа, которые характеризуют объем, размер явления. Абсолютные числа не нашли такого широкого применения в медицине и здравоохранении, как другие статистические величины — относительные и средние. Абсолютные величины без преобразования их в относительные показатели имеют ограниченное познавательное значение. Чаше всего, оперируя абсолютными величинами, нельзя проводить сравнение и сопоставление одной совокупности с другой.
Относительные величины | ||||||||||||
I область применения | Для характеристики статистических совокупностей | Для сравнения уровня явлений | ||||||||||
II Классификация | Экстенсивные | Интенсивные | Соотношения | Наглядности | ||||||||
III Назначение относительных величин | Показывает отношение части к целому | Выражают частоту явлений в непосредственно связанной с ними среде | Характеризуют степени развития явлений в среде, непосредственно с ними не связанной | Дают наглядные представления о величинах | ||||||||
IV применение в здравоохранении | Анализ структуры заболеваемости | Анализ уровней рождаемости, смертности, заболеваемости | Анализ обеспеченности населения мед. кадрами, больничными койками | Анализ показателей здоровья населения |
Так, например, если известно, что в районе А за год родилось 450 детей, а в районе Б за этот же промежуток времени родилось 600 детей, то нельзя делать вывод, что рождаемость в районе Б выше чем в районе А. Чтобы сделать правильный вывод необходимо учесть численность населения этих двух районов, возрастной и половой состав и после преобразования абсолютных величин в относительные показатели сделать вывод. Однако нельзя говорить, что абсолютные величины вообще не применяются при анализе.
Абсолютные числа для анализа можно использовать в двух случаях: это, во-первых, при малых числах наблюдения, в том случае, когда не требуется определение закономерности и, во-вторых, когда абсолютные цифры исчерпали факт, например, при сравнении численности населения по всеобщей переписи населения.
Относительные величины применяют главным образом для характеристики распределения признаков в совокупности, а также для сравнения в ходе анализа разных совокупностей.
Различают следующие виды относительных величин: экстенсивные, интенсивные показатели, показатели соотношения и наглядности.
4.1 Экстенсивные показатели — показатели удельного веса, части в целом, которые характеризуют распределение всего изучаемого явления на составляющие его части.
На основании этого показателя обычно рассматриваются всевозможные структуры: заболеваний, причин смерти, распределение коечного фонда по специальностям, состав операций в больнице и т. п. Выражается экстенсивный показатель обычно в процентах. Способ вычисления: вся совокупность принимается за 100%, а искомая часть за х%.
Экстенсивный показатель | = | Абсолютный размер части явления | х 100% |
Абсолютный размер явления в целом |
Пример: В районе в течение года зарегистрировано 300 случаев инфекционных заболеваний, из них: эпидемический гепатит — 6 случаев, дизентерия — 15 случаев, корь — 30 случаев, прочие инфекционные заболевания — 249 случаев.
Вся совокупность — 300 случаев инфекционных заболеваний принимается за 100%.
Метод расчета экстенсивного показателя:
Прежде всего следует составить пропорцию: все заболевшие (целое явление) – 300 = 100%, а заболевание эпидемическим гепатитом (часть явления) – 6 = х% Тогда доля случаев эпидемического гепатита среди всех заболеваний составит:
Число случаев эпидемического гепатита | х100 |
Общее число всех инфекционных заболеваний |
Удельный вес случаев эпидемического гепатита составит: | 6 х 100% | = 2% |
Таким же методом рассчитываются остальные экстенсивные показатели: доля дизентерии, доля кори, и доля прочих болезней среди всех инфекционных заболеваний.
Удельный вес случаев дизентерии составит: | 15 х 100% | = 5% |
Удельный вес случаев кори составит: | 30 х 100% | = 10% |
Удельный вес прочих инфекционных заболеваний составит: | 249 х 100% | = 83% |
Вывод: В структуре инфекционных заболеваний в районе доля эпидемического гепатита составила 2%, дизентерии 5%, кори 10%, прочих инфекционных заболеваний 83%.
Следует помнить, что сумма всех найденных величии должна равняться 100% (2% + 5% + 10% + 83%), точно также, как сумма всех случаев равняется 300 (6 + 15 + 30 + 249).
4.2 Интенсивные показатели — показатели, которые характеризуют распространенность, частоту явления в среде, которая его продуцирует. Обычно в социально-гигиенических исследованиях такой средой является население.
В зависимости от частоты изучаемого явления интенсивные показатели рассчитываются на 100, 1000, 10.000, 100.000 населения. Множитель зависит от распространенности явления в среде, чем реже оно встречается, тем больше множитель. Для вычисления некоторых интенсивных показателей множители общеприняты. Так все демографические показатели рассчитываются на 1000 населения, заболеваемость с временной утратой трудоспособности на 100 работающих, показатели летальности на 100 заболевших и т. д.
Интенсивный показатель | = | Абсолютный размер явления х 100 (1000, 10000, 100000) |
Абсолютный размер среды, продуцирующей данное явление |
Пример 1. В районе А с численностью населения 100000 человек родилось в течение года 1700 детей, умерло 650 человек. Требуется рассчитать показатель рождаемости и смертности.
показатель рождаемости | = | Число родившихся живыми за год | х1000= | 1700 х 1000 | =17‰ |
Численность населения |
показатель смертности | = | Число умерших за год | х1000= | 650 х 1000 | = 6,5‰ |
Численность населения |
Пример 2. Из хирургического отделения больницы выбыло в течение года 2000 больных, в том числе умерло за этот же период 15 больных. Рассчитать показатель летальности.
показатель летальности | = | Всего умерло в отделении | х100= | 15 х 100 | = 0,75% |
Всего выбыло |
4.3. Показатели соотношения — показатели, которые характеризуют отношение между двумя самостоятельными совокупностями (в этом его сходство с интенсивным показателем), причем независимые совокупности не только связаны друг с другом, но и не продуцируют одна другую (в этом отличие показателя соотношения от интенсивного показателя).
Показатель соотношения | = | Абсолютный размер явления х 100 (1000, 10000, 100000) |
Абсолютный размер среды, не продуцирующей данное явление |
Показателями соотношения являются показатели обеспеченности населения врачами, медсестрами, больничными койками, рассчитанные на 10000 населения. Их широко используют при планировании здравоохранения.
Пример: В городе Н. с населением 50000 человек работает 45 врачей, общее число больничных коек 550. Необходимо рассчитать обеспеченность населения врачами и больничными койками.
Обеспеченность населения врачами | = | Число врачей | 45 х 10000 | = | 9 врачей на 10000 населения | |
Численность населения |
Обеспеченность населения больничными койками | = | Число коек | 550 х 10000 | = | 110 коек на 10000 населения | |
Численность населения |
Вывод: на 10000 населения в городе Н. приходится 9 врачей, 110 больничных коек.
4.4 Показатели наглядности — наглядно представляют соотношения показателей, характеризующих один и тот же признак в различных совокупностях или одно и то же явление в динамике.
В основу вычисления показателя наглядности положен принцип принятия одной из величин за 100%, а остальные рассчитываются в процентном отношении к ней.
Показатели наглядности можно вычислять на основе интенсивных показателей, показателей соотношения и средних величин.
Показатели наглядности указывают, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение сравниваемых величин.
Показатель наглядности | = | Явление х 100 |
Такое же явление из ряда сравниваемых, принятых за 100% |
Пример 1. Дана динамика рождаемости в городе А на 1000 населения
год | |||||
показатель рождаемости | 18,5 | 17,0 | 16,8 | 15,0 | 14,3 |
Снижение рождаемости будет видно нагляднее, если принять исходный уровень (рождаемость в 2000 г.) за 100%
Показатель наглядности для 2001 г. | = | 17,0 х 100% | = 91,9% |
18,5 | |||
Показатель наглядности для 2002 г. | = | 16,8 х 100% | = 90,8% |
18,5 | |||
Показатель наглядности для 2003 г. | = | 15,0 х 100% | = 81,1% |
18,5 | |||
Показатель наглядности для 2004 г. | = | 14,3 х 100% | = 77,3% |
18,5 |
Вывод: Рождаемость в г. А. в 2004 году снизилась по сравнению с 2000 годом на 22,7%.
Пример 2. Число коек в больнице А – 300, в больнице Б – 450, в больнице В – 525. Принимаем число коек в больнице А за 100%, тогда показатель наглядности составит:
для больницы Б | 300 — 100 % | х = | 450 х 100% | = 150 % |
450 — х |
для больницы В | 300 — 100 % | х = | 525 х 100% | = 175 % |
525 — х |
Вывод: Число коек в больнице Б на 50% больше, чем в больнице А, а в больнице В на 75% больше, чем в больнице А и на 25% больше, чем в больнице Б.
В применении относительных величин наиболее часто
встречаются следующие ошибки:
1. Интенсивные показатели сравниваются за различные по протяженности периоды наблюдения (помесячные показатели сравниваются с годовыми)
2. Подмена интенсивного показателя экстенсивным для характеристики уровня, частоты явления, особенно для выявления изменения этого уровня в динамике или по территориям
3. При сравнительной оценке экстенсивных показателей в динамике или по территориям надо анализировать всю структуру совокупности, а не сравнивать удельные веса только отдельных его частей