Раздел 4 Относительные величины

Относительные величины весьма распространены и постоянно применяются в медицине и здравоохранении. С помощью относительных величин производится сравнение уровней заболеваемости, рождаемости, смертности, сопоставляются показатели деятельности лечебных учреждений. Однако, в результате сводки материала в разработочных таблицах получаются абсолютные числа, которые характеризуют объем, размер явления. Абсолютные числа не нашли такого широкого применения в медицине и здравоохранении, как другие статистические величины — относительные и средние. Абсолютные величины без преобразования их в относительные показатели имеют ограниченное познавательное значение. Чаше всего, оперируя абсолютными величинами, нельзя проводить сравнение и сопоставление одной совокупности с другой.

    Относительные величины    
     
                       
I область применения   Для характеристики статистических совокупностей   Для сравнения уровня явлений    
                         
                         
II Классификация   Экстенсивные   Интенсивные   Соотношения   Наглядности
                         
III Назначение относительных величин   Показывает отношение части к целому   Выражают частоту явлений в непосредственно связанной с ними среде   Характеризуют степени развития явлений в среде, непосред­ствен­но с ними не связанной   Дают наглядные представления о величинах
                         
IV применение в здравоохранении   Анализ структуры заболеваемости   Анализ уровней рождаемости, смертности, заболеваемости   Анализ обеспеченности населения мед. кадрами, больничными койками   Анализ показателей здоровья населения

Так, например, если известно, что в районе А за год родилось 450 детей, а в районе Б за этот же промежуток времени родилось 600 детей, то нельзя делать вывод, что рождаемость в районе Б выше чем в районе А. Чтобы сделать правильный вывод необходимо учесть численность населения этих двух районов, возрастной и половой состав и после преобразования абсолютных величин в относительные показатели сделать вывод. Однако нельзя говорить, что абсолютные величины вообще не применяются при анализе.

Абсолютные числа для анализа можно использовать в двух случаях: это, во-первых, при малых числах наблюдения, в том случае, когда не требуется определение закономерности и, во-вторых, когда абсолютные цифры исчерпали факт, например, при сравнении численности населения по всеобщей переписи населения.

Относительные величины применяют главным образом для характеристики распределения признаков в совокупности, а также для сравнения в ходе анализа разных совокупностей.

Различают следующие виды относительных величин: экстенсивные, интенсивные показатели, показатели соотношения и наглядности.

4.1 Экстенсивные показателипоказатели удельного веса, части в целом, которые характеризуют распределение всего изучаемого явления на составляющие его части.

На основании этого показателя обычно рассматриваются всевозможные структуры: заболеваний, причин смерти, распределение коечного фонда по специальностям, состав операций в больнице и т. п. Выражается экстенсивный показатель обычно в процентах. Способ вычисления: вся совокупность принимается за 100%, а искомая часть за х%.

Экстенсивный показатель = Абсолютный размер части явления х 100%
Абсолютный размер явления в целом

Пример: В районе в течение года зарегистрировано 300 случаев инфекционных заболеваний, из них: эпидемический гепатит — 6 случаев, дизентерия — 15 случаев, корь — 30 случаев, прочие инфекционные заболевания — 249 случаев.

Вся совокупность — 300 случаев инфекционных заболеваний принимается за 100%.

Метод расчета экстенсивного показателя:

Прежде всего следует составить пропорцию: все заболевшие (целое явление) – 300 = 100%, а заболевание эпидемическим гепатитом (часть явления) – 6 = х% Тогда доля случаев эпидемического гепатита среди всех заболеваний составит:

Число случаев эпидемического гепатита х100
Общее число всех инфекционных заболеваний
Удельный вес случаев эпидемического гепатита составит: 6 х 100% = 2%
 

Таким же методом рассчитываются остальные экстенсивные показатели: доля дизентерии, доля кори, и доля прочих болезней среди всех инфекционных заболеваний.

Удельный вес случаев дизентерии составит: 15 х 100% = 5%
 
Удельный вес случаев кори составит: 30 х 100% = 10%
 
Удельный вес прочих инфекционных заболеваний составит: 249 х 100% = 83%
 

Вывод: В структуре инфекционных заболеваний в районе доля эпидемического гепатита составила 2%, дизентерии 5%, кори 10%, прочих инфекционных заболеваний 83%.

Следует помнить, что сумма всех найденных величии должна равняться 100% (2% + 5% + 10% + 83%), точно также, как сумма всех случаев равняется 300 (6 + 15 + 30 + 249).

4.2 Интенсивные показатели — показатели, которые характеризуют распространенность, частоту явления в среде, которая его продуцирует. Обычно в социально-гигиенических исследованиях такой средой является население.

В зависимости от частоты изучаемого явления интенсивные показатели рассчитываются на 100, 1000, 10.000, 100.000 населения. Множитель зависит от распространенности явления в среде, чем реже оно встречается, тем больше множитель. Для вычисления некоторых интенсивных показателей множители общеприняты. Так все демографические показатели рассчитываются на 1000 населения, заболеваемость с временной утратой трудоспособности на 100 работающих, показатели летальности на 100 заболевших и т. д.

Интенсивный показатель = Абсолютный размер явления х 100 (1000, 10000, 100000)
Абсолютный размер среды, продуцирующей данное явление

Пример 1. В районе А с численностью населения 100000 человек родилось в течение года 1700 детей, умерло 650 человек. Требуется рассчитать показатель рождаемости и смертности.

показатель рождаемости = Число родившихся живыми за год х1000= 1700 х 1000 =17‰
Численность населения  
показатель смертности = Число умерших за год х1000= 650 х 1000 = 6,5‰
Численность населения  

Пример 2. Из хирургического отделения больницы выбыло в течение года 2000 больных, в том числе умерло за этот же период 15 больных. Рассчитать показатель летальности.

показатель летальности = Всего умерло в отделении х100= 15 х 100 = 0,75%
Всего выбыло  

4.3. Показатели соотношения — показатели, которые характеризуют отношение между двумя самостоятельными совокупностями (в этом его сходство с интенсивным показателем), причем независимые совокупности не только связаны друг с другом, но и не продуцируют одна другую (в этом отличие показателя соотношения от интенсивного показателя).

Показатель соотношения =   Абсолютный размер явления х 100 (1000, 10000, 100000)
Абсолютный размер среды, не продуцирующей данное явление

Показателями соотношения являются показатели обеспеченности населения врачами, медсестрами, больничными койками, рассчитанные на 10000 населения. Их широко используют при планировании здравоохранения.

Пример: В городе Н. с населением 50000 человек работает 45 врачей, общее число больничных коек 550. Необходимо рассчитать обеспеченность населения врачами и больничными койками.

Обеспеченность населения врачами =     Число врачей   45 х 10000 =   9 врачей на 10000 населения
Численность населения    
Обеспеченность населения больничными койками =   Число коек   550 х 10000 =   110 коек на 10000 населения
Численность населения  

Вывод: на 10000 населения в городе Н. приходится 9 врачей, 110 больничных коек.

4.4 Показатели наглядности — наглядно представляют соотношения показателей, характеризующих один и тот же признак в различных совокупностях или одно и то же явление в динамике.

В основу вычисления показателя наглядности положен принцип принятия одной из величин за 100%, а остальные рассчитываются в процентном отношении к ней.

Показатели наглядности можно вычислять на основе интенсивных показателей, показателей соотношения и средних величин.

Показатели наглядности указывают, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение сравниваемых величин.

Показатель наглядности = Явление х 100
Такое же явление из ряда сравниваемых, принятых за 100%

Пример 1. Дана динамика рождаемости в городе А на 1000 населения

год          
показатель рождаемости 18,5 17,0 16,8 15,0 14,3

Снижение рождаемости будет видно нагляднее, если принять исходный уровень (рождаемость в 2000 г.) за 100%

Показатель наглядности для 2001 г. = 17,0 х 100% = 91,9%
18,5
Показатель наглядности для 2002 г. = 16,8 х 100% = 90,8%
18,5
Показатель наглядности для 2003 г. = 15,0 х 100% = 81,1%
18,5
Показатель наглядности для 2004 г. = 14,3 х 100% = 77,3%
18,5

Вывод: Рождаемость в г. А. в 2004 году снизилась по сравнению с 2000 годом на 22,7%.

Пример 2. Число коек в больнице А – 300, в больнице Б – 450, в больнице В – 525. Принимаем число коек в больнице А за 100%, тогда показатель наглядности составит:

для боль­ницы Б 300 — 100 % х = 450 х 100% = 150 %
450 — х  
для боль­ницы В 300 — 100 % х = 525 х 100% = 175 %
525 — х  

Вывод: Число коек в больнице Б на 50% больше, чем в больнице А, а в больнице В на 75% больше, чем в больнице А и на 25% больше, чем в больнице Б.


В применении относительных величин наиболее часто

встречаются следующие ошибки:

1. Интенсивные показатели сравниваются за различные по протяженности периоды наблюдения (помесячные показатели сравниваются с годовыми)

2. Подмена интенсивного показателя экстенсивным для характеристики уровня, частоты явления, особенно для выявления изменения этого уровня в динамике или по территориям

3. При сравнительной оценке экстенсивных показателей в динамике или по территориям надо анализировать всю структуру совокупности, а не сравнивать удельные веса только отдельных его частей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: