Экономическая характеристика магазина

В данное время в Донецке работают большое количество продуктовых магазинов-универсалов, супермаркетов, гипермаркетов. В связи с этим магазину «Продукты» приходится работать в условиях жесткой конкуренции, как в нижнем, так и в среднем ценовых сегментах.

Целью магазина «Продукты» является осуществление предпринимательской деятельности, и получение на этой основе прибыли. Основным видом деятельности предприятия является осуществление торгово – закупочных операций и реализация товаров.

Задачами магазина «Продукты» является розничная торговля продуктами питания и товарами повседневного спроса, достижение поставленных целей в рамках закона на максимальном уровне.

Значительная часть товаров завозится в магазин «Продукты» с оптовых предприятий. Такие товары, как хлеб и хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты и некоторые другие продовольственные товары повседневного спроса, поступают в магазин непосредственно с производственных предприятий — хлебозаводов, пищекомбинатов и т. п.

Основными рынками сбыта продукции является город Донецк. Общество осуществляет розничную продажу продовольственных и непродовольственных товаров жителям и гостям г. Донецка. Магазин осуществляет розничную продажу продовольственных и непродовольственных товаров жителям и гостям г. Донецка.

ЧП магазин «Продукты» в рамках своей деятельности анализирует факторы (риски), которые могут существенно повлиять на производственно-хозяйственную деятельность.

На развитие предприятия оказывает влияние, как внешняя среда, так и внутренняя.

Внешняя — это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений. [7]

При рассмотрении внутренней среды нужно учитывать, что организации представляют собой системы, которые созданы людьми. Поэтому внутренняя среда, существующая в организации, в целом является результатом управленческих решений. Это, однако, совсем не означает, что все внутренние факторы полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное». Именно это руководство должно преодолеть в своей работе. Внутренняя среда заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже гибели организации.

К внешней среде относятся: конкуренты, поставщики, государство, потребители, а к внешней - маркетинг, финансы и учет, производство, персонал.

Рассмотрим их поподробнее.

Риски финансовой зависимости от одного Заказчика (потребителя работ и услуг). Вероятность возникновения риска невысока, т.к. розничная торговля товарами осуществляется для жителей Пролетарского района города Донецка.

Риски текучести кадров, при условии смены кадров в течение календарного года на 30 и более процентов. Вероятность наступления рискового случая минимальна, так как заработная плата работникам общества выплачивается без задержек, расширяется структура и содержание компенсационного (социального) пакета как элемента материального стимулирования сотрудников.

Риски зависимости от ключевых сотрудников. Вероятность наступления риска невелика, поскольку в обществе есть кадровый резерв для ключевых должностей. Предприятие постоянно обучает персонал и повышает квалификацию своих сотрудников для минимизации настоящего риска.

Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги существуют, но оказывают одновременное воздействие на всех субъектов данного рынка. На сырье, используемые в своей деятельности эмитентом, сложился устойчивый рынок, взаимодействия с поставщиками осуществляются на взаимовыгодных условиях. Для снижения данных рисков планируется снижение издержек обращения, уменьшение числа посредников при доведении товаров от производителя до покупателя, увеличение прямых договоров с производителями и поставщиками товаров.

Риски, связанные с возможным изменением цен на работы и услуги существуют, но не оказывают существенного влияния на деятельность, так как организация устанавливает торговые наценки с учетом рыночной ситуации, и в случае изменения цен и внешних факторов на рынке эмитент в состоянии предпринять меры по сохранению своих конкурентных преимуществ.

Риски, связанные с экономической ситуацией в стране, достаточно многочисленны и могут неблагоприятным образом отразиться на деятельности магазина:

- увеличение себестоимости работ вследствие неблагоприятного изменения налоговой, финансово – кредитной, денежной политики;

- неблагоприятного изменения транспортных тарифов, цен на материалы, энергоносители;

- снижения платежеспособного спроса населения;

- усиления инфляционных процессов в экономике;

- нарушение договоров со стороны контрагентов, вызванное неблагоприятными изменениями в экономике.

Инфляция. Этот риск в связи с нестабильной политической и экономической обстановкой региона и представляет собой сильную угрозу для магазина.Правительства большинства стран мира прилагают значительные усилия для снижения уровня инфляции. Обычно следствием этих усилий является снижение процентной ставки и, тем самым, появление признаков экономического роста. Организации, в частности, озабочены инфляцией потому, что будущая экономическая обстановка в условиях высокой инфляции (десятки и сотни процентов в год) оказывается менее предсказуемой, затрудняя планирование. [10]

Политические и правовые факторы. Политические риски представляют собой возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли организации, являющихся следствием государственной политики.Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию.

Факторы наиболее часто встречающиеся при проведении анализа внешней среды:

- изменения в налоговом законодательстве;

- расстановка политических сил;

- отношения между деловыми кругами и правительством;

- патентное законодательство;

- законодательство об охране окружающей среды;

- правительственные расходы; антимонопольное законодательство;

- денежно-кредитная политика;

- государственное регулирование;

- федеральные выборы; политические условия в иностранных государствах;

- размеры государственных бюджетов; отношения правительства с иностранными государствами. [12]

Политические риски можно подразделить на четыре основные группы:

- риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации;

- риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты;

- риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент;

- риск военных действий и гражданских беспорядков.

Риск национализации на практике толкуется предпринимателями очень широко – от экспроприации до принудительного выкупа властями имущества компании или просто ограничения доступа инвесторов к управлению активами.

При определении риска национализации сложность состоит в том, что в любой стране власти никогда не рекламируют возможность экспроприации или национализации. Как следствие, ни в одном документе юридически точно не определяется, чем, например, отличается национализация от конфискации.

Риск разрыва контракта предусматривает ситуации, когда не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж: контракт разрывается по не зависящим от партнера причинам, например, в связи с изменением национального законодательства. [11]

Последний из группы политических рисков – это риск военных действий и гражданских беспорядков, в результате которых предпринимательские фирмы могут понести большие потери и даже обанкротиться.

Региональные политические риски возникают вследствие нестабильности политической обстановки в определенном регионе, объединяющем группу стран. В частности, это может быть вероятность потерь из-за военных действий в данном регионе, а также нерационального вмешательства в предпринимательскую деятельность региональных органов управления.

На политические риски предприниматель не может оказывать непосредственного влияния, так как их возникновение не зависит от результатов его деятельности.

SWOT - анализ магазина «Продукты» представлен в таблице 1.1.

Табл. 1.1.

Сильные стороны Слабые стороны
1. Хорошая репутация среди потребителей. 2. Выгодное местоположение. 3. Хорошая система стимулирования персонала. 4. Тщательный контроль за качеством товаров. 5. Квалифицированный персонал. 6. Хорошая ценовая политика. 1. Отсутствие нового оборудования. 2. Внешний вид магазина. 3. Название магазина. 4. Отсутствие дополнительных услуг. 5. Отсутствие финансовой стабильности.  
Возможности Угрозы
1. Расширение ассортимента продукции. 2. Улучшение внешнего вида магазина. 3. Совершенствование маркетинговой политики. 4. Неудачное поведение конкурентов. 5. Выход на более выгодных поставщиков. 1. Увеличение цен у поставщиков. 2. Появление новых конкурентов. 3. Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов. 4. Неблагоприятная налоговая политика. 5. Сбои в поставке продукции. 6. Снижение численности населения. 7. Высокая подверженность влиянию изменения законодательства и регулятивных мер. 8. Изменение потребностей и вкусов покупателей. 9. Увеличение темпов инфляции, дефолт. 10. Изменение таможенных процедур и пошлин может резко снизить рентабельность магазина или даже сделать его нерентабельным.  

Следующим этапом возможности и угрозы, выявленные в процессе анализа, разбиваются на три группы по приоритетности, необходимости концентрации усилий и средств и тщательности мониторинга.

Анализ угроз магазину «Продукты» со стороны конкурентных сил представлена в таблице 1.2.

В поле немедленного реагирования попадают угрозы изменения таможенных правил и привлекательность рынка для новых конкурентов.

Анализ угроз магазину «Продукты» со стороны конкурентных сил

Табл. 1.2.

Вероятность реализации угроз Последствия угроз
Разрушительные (Р) Тяжелые (Т) Легкие(Л)
Высокая (В) ВР Изменение таможенных правил ВТ Новые конкуренты ВЛ Влияние поставщиков
Средняя (С) СР СТ Новые законодательные акты СЛ Низкая (малая вероятность)
Низкая (малая вероятность) (Н) НР НТ НЛ Дефолт

Угрозу прихода в отрасль новых конкурентов компания может уменьшить путем увеличения своей доли рынка, развития сети магазинов, что требует большего внимания к развитию маркетинга и достаточному его финансированию. Угроза повышения таможенных пошлин и изменения правил ввоза товаров, что очень актуально в сложившейся ситуации, может быть частично снижена путем применения стратегии диверсификации и введения в ассортиментный ряд товаров, в меньшей степени подверженных данной угрозе. Например, заполнение прилавков товарами выпускаемыми в Донецкой области.

2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: