1.Динамические и статистические закономерности и природе. Законы
сохранения в макроскопических процессах.
2. История развития представлений о Вселенной.
3. Галактика Млечный путь и место Солнца в ней. Происхождение
Солнечной системы.
4. Строение и эволюция Земли.
Контрольные вопросы:
1. В чём сущность гипотезы Большого взрыва?
2. Каковы альтернативные гипотезы о происхождении Вселенной?
3. Какова роль «темной» энергии и материи во Вселенной?
4. Какова происхождение и структура нашей Галактики и Солнечной
системы?
5. Как происходило рождение и эволюция Земли?
6. Каково геологическое строение Земли?
7. Какова роль океанов в формировании климата и биосферы Земли?
8. Какова роль атмосферы в формировании климата Земли?
9. Каковы экологические проблемы Земли и Космоса?
Основная литература:
Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 116-143.
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. С. 50-72, 480-510.
|
|
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 67 -75, 156-173.
Дополнительная литература:
Аредаков А.А. Сознание в онтологиях антропного принципа // Вопросы философии. 2008. № 1.
Волков А. Мир наших законов // Знание – сила. 2008. № 1.
Гивишвили Г.В. Темная энергия и «сверхсильный» антропный принцип // Вопросы философии. 2008. № 5.
Грудинкин А. Мир наших констант // Знание – сила. 2008. № 1.
Шильник Л. Космос и хаос: Что должен знать современный человек о прошлом, настоящем и будущем Вселенной. – М.: НЦ ЭНАС, Издательство ЗАО, 2008.
Левитан Е.П. Как зарождалась Солнечная система // Наука и жизнь. 2008. № 3.
План семинара № 4
по теме: Основные проблемы биологии: происхождение жизни (4 часа)
1. Предмет биологии, её структура и этапы развития.
2. Особенности биологического уровня организации материи.
Физико-химические предпосылки возникновения жизни.
3. Принципы эволюции, воспроизводство и развитие живых систем.
Многообразие живых организмов - основа организации и
устойчивости биосферы. Пути выхода из экологического кризиса.
Здоровье человека.
4. Генетика как наука. Клонирование и его социальные последствия.
Контрольные вопросы:
1. Каковы особенности биологического уровня организации материи?
2. Каковы основные признаки живого?
3. Каково содержание основных гипотез, объясняющих возникновение
жизни на Земле?
4. В чём состоит сущность основных эволюционных концепций?
5. В чём суть теории Опарина – Холдейна?
6. В чём сходство и различие между «социальным» поведением
животных и общественной жизнью людей?
|
|
7. Что изучает генетика?
8. Что такое ДНК, какова его роль в живом организме?
Основная литература
Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 185-211.
Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. С. 683-730.
Матвеев А.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – Омск: Изд-во Ом. Гос.ун-та, 2008. С. 62-69.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С 182-195, 346-380.
Дополнительная литература
Галимов Э. Что такое жизнь? Концепция упорядочения // Знание – сила. 2008. № 9.
Ганелин В.Г. Что такое жизнь с точки зрения геолога // Вопросы философии. 2008. № 6.
Зайцев А. Массовые вымирания в истории Земли // Знание – сила. 2007.
№ 7.
Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. – Новосибирск, «Искра», 2006.
План семинара № 5
по теме: Современные представления о человеке (4 часа)
1. Происхождение и эволюция человека. Биологическое и социальное в
человеке.
2. Психика и мозг. Сознательное и бессознательное в человеке. Интуиция.
3. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.
Основные проблемы биомедицинской этики.
4. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека. Путь к единой
культуре
Контрольные вопросы:
1. Каково основное содержание наиболее влиятельных гипотез,
объясняющих происхождение и эволюцию человека?
2. Каковы основные факторы, обусловившие выделение человека из
природы?
3. Каковы основные направления гуманизации человеческих отношений в
подразделениях пожарной охраны?
4. Что такое психика, и каково её строение?
5. Каковы нравственные проблемы клонирования человека?
6. Каковы социально-политические и нравственные проблемы смертной
казни?
7. В чём состоят потенциальные возможности и опасности генной
инженерии?
8. В чем смысл жизни и предназначение человека?
Основная литература:
Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 246-261.
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. - М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. С. С. 269-296, 612-635, 657-682.
Матвеев А.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – Омск: Изд-во Ом. Гос.ун-та, 2008. С. 69-74.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С 195-213, 397-430.
Дополнительная литература:
Бабин Ю.М. Ценности культуры и ценности цивилизации: их соотношение и значение в гармоническом развитии личности курсантов и слушателей. Проблемы культуры сотрудников противопожарной службы: Сб. трудов. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2003.
Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего //Вопросы философии. 2008. № 4.
Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. – М.: «УРСС», 2007.
Что же движет эволюцию? // Наука и жизнь. 2007. № 9.
Чубенко А. Мечты о бессмертии. Кто хочет жить вечно // Популярная механика. 2008. № 2.
Волков А. Бегущие по лезвию интуиции // Знание – сила. 2007. № 9.
Николс Дж. Г., Мартин А.П., Валлес Дж. и др. От нейрона к мозгу. Пер. с англ. Изд. 2., М.: Изд-во «ЛКИ» 2008.