Модуль 1. Введение в биоэтику.
Самостоятельная работа.
Вариант №3
Задание №1. Составьте тезисный план-конспект.
Тема «Развитие медицинской этики в России после революции».
Задание №2. Охарактеризуйте предпосылку возникновения биоэтики (с примерами).
Предпосылка «Развитие правозащитного движения».
Задание №3. Сделайте тезисный конспект.
Алгоритм выполнения:
· Прочитайте текст Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины. Конвенция о правах человека и биомедицине, (Совет Европы, 1997). Приложение №1.
· Ответьте на вопросы и составьте конспект:
1. Какую цель ставит данная конвенция?
2. Какие обязательства принимают на себя государства, подписавшие данную конвенцию?
3. Как определены приоритеты в конвенции?
4. Какие принципы оказания медицинской помощи заложены в этом документе?
5. Что является основанием осуществления медицинского вмешательства?
6. Как защищаются права лиц, не способных дать согласие на медицинское вмешательство?
|
|
7. Какими правами обладает человек при получении медицинской помощи?
8. Какие допускаются/не допускаются вмешательства в геном человека?
9. Каковы основные положения о проведении научных исследований?
10. Каковы основные принципы изъятия органов и тканей у живых доноров в целях трансплантации?
Задание №4. Дайте характеристику типа этических теорий (с примерами).
Идеалистическо-деонтологический тип этических теорий (приведите примеры).
Задание №5. Охарактеризуйте принцип биомедицинской этики (с примерами).
Принцип «уважения автономии пациента».
Задание №6. Охарактеризуйте право пациента и правило биомедицинской этики (с примерами).
Право пациента на врачебную тайну и правило конфиденциальности.
Задание №7. Охарактеризуйте модель взаимоотношений врач – пациент.
Модель коллегиального типа.
Алгоритм выполнения:
- Прочитайте статью Роберта Витча «Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений» //Вопросы философии, №3-1994. -с.67-72. Приложение №1.
- Дайте характеристику модели по плану:
1. Характеристика модели.
2. Положительные черты модели.
3. Негативные черты модели.
4. Рекомендации к применению данной модели на практике (по врачебным специальностям и категориям пациентов).
Задание №8. Раскройте значение терминов.
Медицинская этика
Биоэтика
Долг
Либерализм
Этикет
Медицинская ассоциация
Компетентный пациент/ некомпетентный пациент
Врачебная ошибка
Задание №9. Решите ситуационные задачи.
Задача№1. В 1891г. профессор Новицкий рассказал случай, свидетелем которого он был в молодости. Речь шла об 11-летнейкрестьянской девочке, лицо которой было поражено так называемым «водяным раком», в течение 4-5 дней уничтожившим половину лица вместе со скелетом носа и одним глазом. Разрушенные ткани распространяли такое зловоние, что не только медицинский персонал, но и мать не могли долго находиться в палате. Один Федор Петрович Гааз, приведенный к больной девочке, пробыл при ней более трех часов и сидя на ее кровати, обнимал ее и успокаивал. Такие посещения продолжались и в следующие дни, а на третий день девочка скончалась.
|
|
Является ли данный поступок Ф.П.Гааза примером реализации принципа «делай благо»? Обоснуйте.
Задача№2. Согласно древнему афоризму: «Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком».
Зависит ли профессиональное поведение врача от его нравственных качеств? Обоснуйте.