Согласно НК участниками налоговых отношений, регулируемых НК и иными актами налогового законодательства, являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК плательщиками;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК налоговыми агентами;
3) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (налоговые органы);
4) Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни (таможенные органы);
5) республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);
6) Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции НК и другим законодательством.
Налоговые органы РБ – это специальные государственные органы, обладающие правами юридического лица, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. К налоговым органам относятся Министерство по налогам и сборам РБ и его территориальные областные, районные, городские и районные в городах инспекции.
В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы, Комитет государственного контроля и др. государственные органы.
Министерство по налогам и сборам выполняет ряд функций:
- контроль за соблюдением налогового законодательства;
- контроль за производством, оборотом, рекламой алкогольной продукции, табачных изделий;
- лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса;
- организация деятельности инспекций МНС, участие в подборе, расстановке, подготовке и переподготовке кадров;
- участие в разработке налоговой политики и положений законодательства, подготовка предложений по совершенствованию законодательства о налогах и предпринимательстве;
- проведение разъяснительной работы по вопросам применения законодательства о налогах и предпринимательстве, издание нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции МНС, разработка и утверждение форм налоговых деклараций, отчетов и других документов по расчету и уплате налогов и сборов; другие функции.
В соответствии с Налоговым кодексом налоговые инспекции на местах (областные, районные и районные в городах) имеют право:
- получать от плательщиков необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы и иную информацию относительно деятельности и имущества плательщика;
- вызывать в налоговые органы плательщиков, а также других лиц, имеющих документы и информацию о деятельности плательщика, в отношении которого проводится проверка;
- заявлять ходатайства и подавать иски в суд о ликвидации организаций, об исключении индивидуального предпринимателя (ИП) из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; о лишении организаций, ИП лицензий на осуществление определенных видов деятельности; и признании их деятельности незаконной, а сделок недействительными в случае нарушения установленного порядка осуществления деятельности; о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика; об экономической несостоятельности плательщика;
- бесплатно получать необходимую информацию от государственных органов, организаций и физических лиц;
- при проведении проверки проверять документы, бухгалтерские и статистические и др. отчеты, касающиеся исчисления и уплаты налогов, сборов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и др. имущество; производить личный досмотр вещей, документов и ценностей, находящихся у должностных лиц организаций и физических лиц;
- взыскивать неуплаченные суммы налогов, сборов;
- приостанавливать операции плательщиков по их счетам в банке;
- проводить осмотр помещений и территории плательщика при проведении проверки;
- проводить контрольную закупку ТМЦ для проверки соблюдения налогового законодательства, правил приема наличных денежных средств;
- назначать инвентаризацию имущества, опечатывать кассы, места хранения документов и имущества плательщика; изымать документы плательщика при проведении выездной проверки.
Налоговые органы, реализуя свои права, обязаны:
- действовать в строгом соответствии с законодательством;
- контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней;
- вести учет плательщиков в Государственном реестре плательщиков и других реестрах;
- информировать плательщиков по вопросам исчисления и уплаты налогов, сборов (в том числе с помощью радио, телевидения, печатных изданий);
- проводить проверки;
- обеспечивать взыскание неуплаченных налогов, сборов, пеней;
- осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм налогов, сборов, пеней, процентов по ним;
- соблюдать налоговую тайну и выполнять другие обязанности по закону.
Соблюдение налогового законодательства контролируется также Комитетом государственного контроля РБ. Департамент финансовых расследований при Комитете государственного контроля является самостоятельным правоохранительным органом, осуществляющим предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскную деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства (в т.ч. пресечение коррупции в налоговых органах, наложение ареста на имущество уклоняющихся от уплаты налогов лиц, проведение проверок, привлечение к административной и уголовной ответственности).
Государственный таможенный комитет руководит процессом исполнения налоговых обязательств по осуществляемым организациями и физическими лицами экспортно-импортным операциям. Таможенные органы следят за правильностью исчисления и уплаты таможенных платежей, оформлением соответствующих документов. Таможенные службы также имеют право приостанавливать операции плательщиков по счетам в банках при неисполнении ими налоговых обязательств по таможенным платежам.
Налоговые, таможенные органы и их должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность за неправильные решения, действия или бездействие, причиненный налогоплательщикам ущерб. Вопросами налогового управления также занимаются банки и другие кредитные учреждения.
5 Классификация налогов и сборов
Для целей управления налогообложением в условиях многочисленности и разнообразия налогов (сборов, пошлин) применяют их классификацию по определенным признакам. Классификация позволяет учесть сходства и различия налоговых платежей, особенности их установления и взимания, учета и контроля. Представим один из возможных вариантов классификации налогов.
1. По способу взимания выделяют:
- прямые налоги (налог на прибыль, подоходный налог) – взимаются непосредственно с получателя дохода;
- косвенные налоги (акцизы, налог на добавленную стоимость) путем включения в цену товаров (работ, услуг) перекладываются на потребителя;
- смешанные налоги (экологический налог, земельный налог и др.) – также как косвенные налоги участвуют в формировании цены (в составе себестоимости).
Косвенные налоги в большей мере выполняют фискальную функцию и считаются несправедливыми по отношению к потребителю, так как не учитывают его платежеспособность.
2. По субъекту уплаты выделяют:
а) налоги с организаций (юридических лиц); б) налоги с физических лиц.
3. По объекту обложения: а) налоги на имущество (недвижимость); б) налоги на землю; в) налоги на результат (прибыль, доход); г) налоги с капитала; д) налоги на осуществление действий.
4. По уровням государственного управления выделяют: а) республиканские налоги, б) местные налоги.
Согласно статье 7 НК республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные НК либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся (статья 8 НК): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; налог на недвижимость; земельный налог; таможенные пошлины и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; утилизационный сбор.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с НК и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К местным налогам и сборам относятся (статья 9 НК): налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.
5. По источнику уплаты и отражению в бухгалтерском учете выделяют: а) налоги, уплачиваемые из выручки от реализации, б) налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода), в) налоги, сборы, относимые на себестоимость; г) налоги, удерживаемые из заработной платы.
При рассмотрении системы налогообложения Республики Беларусь будут использованы приведенные классификационные признаки.