Теперь попытаемся выяснить что МАК называет неправильной постановкой ног на педали. Сразу после катастрофы МАК вообще не уточняет что значит неправильное положение, см. Телеграмму МАК № 140635 от 14.09.2011 г.
-КАТАСТРОФА: САМОЛЕТ ЯК-42Д RA-42434....
РЕКОМЕНДАЦИИ: ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЯ С ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ ЯК-42 ПО ПРАВИЛЬНОМУ
ПОЛОЖЕНИЮ НОГ НА ПЕДАЛЯХ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОЛЕТА, А ТАКЖЕ ПО
ПОРЯДКУ РЕГУЛИРОВКИ ПИЛОТСКИХ СИДЕНИЙ.
Далее, в ПО и ОО МАК применяет следующие довольно двусмысленные и расплывчатые формулировки относительно неправильной постановки ног на педали.
В ПО п.1.1.70:
- по результатом летного эксперимента опытными летчиками-испытателями установлено, что обжатие тормозных педалей в процессе разбега возможно только, если ноги (ступни) пилота стоят неправильно (каблуки не на полу) и находятся на тормозных педалях (площадках).
На стр.136:
-несанкционированное нажатие тормозных педалей в процессе разбега возможно, если ноги (ступни) пилота находятся на тормозных педалях (площадках). В случае, если ступни ног расположены выше и находятся на тормозных педалях (площадках), вероятность незаметного для пилота нажатия на тормоза повышается.
На стр.214 п.3.1.70:
- По результатом летного эксперимента опытными летчиками-испытателями установлено, что обжатие тормозных педалей в процессе разбега возможно только, если ноги (ступни) пилота стоят неправильно (каблуки не на полу) и находятся на тормозных педалях (площадках).
На стр.220:
-Непосредственной причиной катастрофы самолета Як-42Д RA-42434 явились ошибочные действия экипажа, выразившиеся в обжатии тормозных педалей перед подъемом носового колеса при неправильном положении ног на педалях в процессе взлета (ноги на тормозных площадках).
Как мы видим, в формулировках МАК в тех разделах Отчета где идет речь о причинах катастрофы и ошибочного торможения отсутствует конкретное описание неправильности постановки ног. Ведь в понятие нога (ступня) входит в том числе и пятка. И тогда непонятно, идет ли речь об обычном правильном штатном верхнем положении ног или о теоретически возможном положении еще выше верхнего, когда каблук (пятка) находится на педали выше нижнего буртика? То есть положение каблука обуви (пятки) относительно педали при "неправильной" постановке ног - не уточняется, говорится лишь о том что каблуки - не на полу.
Но в других разделах отчета, где идет речь о конструктивных отличиях педалей самолетов Як-40 и Як-42Д и некоем негативном переносе навыков, говорится следующее, см. ПО п.1.1.48:
- На самолете Як-42 положение ног на режиме руления (каблуки на педалях) и режиме взлета (каблуки на полу) отличается.,
и то же в ОО - стр.130-131, стр.161, стр.209 п.3.1.48.
Если понимать последнее утверждение буквально, то ничего не остается как придти к выводу что штатным положением ног на педалях Як-42Д для производства руления (торможения) МАК считает не правильное штатное верхнее положение (ноги на руление) продемонстрированное выше, а положение еще выше правильного штатного верхнего - каблуки на педалях выше нижнего буртика, то есть каблуки на тормозных площадках?! Данная интерпретация МАК положения ног на педалях вызывает недоумение, ведь как было указано выше - подобными педалями не управляют путем постановки каблука (пятки) на них. Это противоречие в отчете никак не объясняется. Можно лишь предположить, что на самом деле МАК имел ввиду обычное правильное штатное верхнее положение ног на педалях, а выражение каблуки на педалях - есть терминологическая неточность, но можно предположить что таким образом в этот вопрос намеренно вносится путаница и неопределенность. Констатируем, что определенно установить из отчета МАК где согласно его пониманию точно находится каблук при неправильной постановке ног на педали - не удалось.
На первый взгляд это может и не имеет особого значения, ведь МАК, см. цитату выше, все равно считает единственно допустимым (правильным) положением ног на педалях на разбеге - каблуки на полу, то есть только нижнее правильное штатное положение, поэтому вроде бы и нет большой разницы - что каблук на педали, что каблук под педалью но не на полу - и то и другое по мнению МАК - все равно неправильное положение ног на педалях на этапе разбега. Но на самом деле этот вопрос не так прост и однозначен. И к чему привела такая неопределенность МАК в формулировках - будет показано далее.