Ш.1.2. Игровая коррекция в работе с дошкольниками

Игровая коррекция поведения является формой групповой пси­хотерапии. Она основана на деятелъностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррскционных и развивающих целях. Игра рассматривается как самостоятельный метод и как составная часть психотерапии (А.И.Захаров). Как самостоятель­ный метод она выполняет три основные функции: диа­гностическую, терапевтическую и обучающую, которые тесно свя- ■ заны между собой и реализуются как в спонтанной, так и направ­ленной игре. Игровая коррекция используется при различных фор­мах нарушения поведения, детской тревожности, страхах, нару­шениях общения, неврозах, аутизме у детей.

Основная цель игровой психокоррекции — создание условий для устранения искажений в психическом развитии ребенка, пере­стройки неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, рекон­струкции общего хода развития и воссоздания полноценных об­новленных контактов ребенка с миром.

В процессе игровой психокоррекции решаются следующие кон­кретные задачи:

актуализация у ребенка новых форм переживаний;

воспитание позитивных чувств по отношению к окружающим;

формирование адекватного отношения к самому себе и дру­гим;

развитие самосознания, повышение уверенности в себе;

обогащение приемов общения;

отработка новых видов игровой и других видов деятельности.

Основные принципы игровой психокоррекции:

специфичность обстановки. Ребенок попадает в несколько не­обычную для него обстановку: все, что окружает ребенка, посту­пает в его полное распоряжение. Он может играть любыми игруш­ками или не играть вообще, братьо любые заинтересовавшие его I вещи, не испытывая никаких ограничений. Нормативы, ограни-. I чивающие выбор ребенка, отсутствуют. Инициатива принадлежит ребенку;

специфичность контакта. Чтобы включить в действие меха­низм перестройки поведения ребенка, сдрдует изменить условия, т. с. вывести его из той среды, в которой у него появились нежела­тельные формы поведения. Это разрушает старые стереотипы по­ведения и ставит ребенка перед необходимостью поиска новых способов реагирования. Ребенок попадает в ситуацию, где не дей­ствуют старые нормы жизни. Он получает свободу вести себя так, как он хочет;

безоговорочная симпатия и участие к ребенку. Только чувствуя себя в полной безопасности, ребенок способен раскрыться, «вы-

плеснуть» наружу свои внутренние, глубоко личные проблемы. Ему необходимы эмоциональное тепло и поддержка, которые явля­ются условиями успешной работы. Этому служат различные сред­ства невербальной коммуникации: улыбка, поглаживание, физи­ческий контакт, постоянное внимание ко всем аффективным про­явлениям ребенка;

минимальное количество ограничений. Ребенку предоставляется максимальная свобода действий. Ограничений крайне мало: стро­го регламентированное время продолжения игрового занятия, за­прещение покидать пределы игровой комнаты до конца занятия, запрещение физических воздействий в тяжелой форме. Кроме того, не разрешается уносить с собой какие-либо игрушки из игровой комнаты. Необходимо также воздерживаться от нормативной оцен­ки ребенка, как положительной, так и негативной;

активность самого ребенка. Одного лишь изменения условий недостаточно для получения ожидаемого эффекта: важен психо­терапевтический контакт. Недопустимы навязчивое оказание по­мощи и принуждение. Нужно побуждать внутренние силы ребен­ка, подчеркивать его самостоятельность, умение самому справ­ляться со стоящими перед ним проблемами. Не следует торопить ребенка, но необходимо поощрять всякое проявление его актив­ности. Опора на все сильное и позитивное в личности ребенка — важнейшее условие эффективности психотерапии.

Процесс и этапы психокоррекции. Развитие любой групповой деятельности проходит через ряд стадий, или фаз (А.С.Спива-ковская). Для детской группы характерна своя внутренняя дина­мика. Групповой процесс, возникающий в ходе занятий игровой психокоррекции, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ори­ентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе детям предоставляется возможность для спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна. На этом этапе решаются следующие задачи:

диагностическая — выявляются особенности эмоционально-по­веденческой сферы, требующие коррекции;

создание у ребенка положительного эмоционального настрое­ния и атмосферы «безопасности» в группе.

На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Посте­пенно скованность и напряженность исчезают. Дети становятся более активными.

Тактика психолога на втором этапе принимает целенаправлен­ный характер, используются специальные приемы. Задача психо­лога — продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесооб­разность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмо­циональное отреагирование внутреннего напряжения, неприят-

ных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в психике ребенка, разрешаются многие внутренние конфликты которые носят подчас бурный и драматичный характер. Почти все­гда встречаются проявления агрессии, негативизм — протест, направленный против психолога. К концу этой стадии гамма про­тиворечивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии как к взрослому, так и к партнерам по игре..

На этом этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача психолога — обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, раз­вить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого периода является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. Необходимо добиться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в ре­альную жизнь. Тактика психолога подчинена внутренней динами­ке игрового процесса, ее изменения соответствуют этапам психо-коррекционного процесса.

! этап. Тактика наименее директивна. Психолог наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоиться в новой обста­новке. Он может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу де­тей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы:

невербальные средства общения;

поощрение спонтанной активности ребенка.

II этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, по­зиция психолога становится более активной. Приемы:

интерпретация; отражение;

демонстрация более адекватных способов поведения; внушение;

создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определен­ного способа действия;

использование специальных игр.

III этап. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими у него проблемами. Пси­холог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое ува­жение.

Структура психокоррекционного занятия. Каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны, доступны де­тям по содержанию. Основная цель занятий — сохранение психи-

ческого здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Главный акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразитель­ных движений п воспитании эмоций и высших чувств и на приоб­ретение навыков в саморасслаблении. Занятия строятся по опре­деленной схеме и состоят из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-сво­ему важных для развития детской психики. Временные характери­стики зависят от возможностей психолога и заинтересованности детей.

I этап. Разминка.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задачи — сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этих задач выполняется несколько упражне­ний-игр на внимание или подвижная игра.

II этап. Мимические и пантомимические этюды.

Задача — выразительное изображение отдельных эмоциональ­ных состояний (радость, удивление, интерес, гнев и др.), связан­ных с переживанием телесного и психического довольства и не­довольства. Дети знакомятся с элементами выразительных движе­ний: мимикой, жестом, позой, походкой.

\ III этап. Игры и этюды на выражение отдельных качеств ха­рактера и эмоций.

Задача — выразительное изображение чувств, порождаемых со­циальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их мо­ральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или ины­ми чертами характера. Закрепление и расширение уже получен­ных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной ком­петентности. При изображении эмоций внимание детей привле­кается ко всем компонентам выразительных движений одновре­менно.

IV этап. Игры и этюды, имеющие психотерапевтическую на­правленность на определенного ребенка или на группу.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения заданного образа. Задачи — коррекция настроения и отдельных черт характера ре­бенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

V этап. Окончание занятия, психомышечная тренировка.

Задачи — снятие психоэмоционального напряжения, вну­шение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настрое­ния.

ПРОГРАММА ИГРОВОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ САМОСОЗНАНИЯ И ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Цель программы: устранение искажений эмоционального реагирова­ния и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа «Я».

Основные задачи программы:

1) формирование социального доверия;

2) развитие социальной активности;

3) развитие социальных эмоций;

4) развитие коммуникативных навыков;

5) формирование адекватной самооценки;

6) обучение умению самостоятельно решать проблемы. Этапы коррекции:

I этап — ориентировочный (3—4 занятия);

II этап — реконструктивный (6 — 7 занятий);

III этап — закрепляющий (2 — 3 занятия).

Содержание программы

Первый этап работыориентировочный I занятие.

Занятие посвящено знакомству детей друг с другом. Дети рассажива­ются полукругом на стульчики вместе с психологом. Всем участникам предлагается назвать себя любым именем, которое сохраняется на все время занятий.

Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую маску. Дети часто выбирают имена друзей, названия животных, кото­рые бывают глубоко символичными. В диагностическом смысле выбор чужого имени — признак неприятия себя. Таким образом проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого име­ни служит указателем желаемого объекта идентификации. Психолог так­же называет себя. На первом занятии не надо выяснять, почему ребе­нок назвал себя по-другому, так как можно его отпугнуть. Этот вопрос можно обсудить потом.

После знакомства психолог предлагает веселую игру «Жмурки»: она снимает первоначальную настороженность ребенка. В то же время эта игра — хороший диагностический прием, выявляющий исходный уро­вень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые иерархии. Если дети играют активно, т.е. сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа действительно активна. В таком случае психолог занимает позицию пас­сивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.

Затем психолог предлагает детям игру «Паровозик». Ее цели — созда­ние положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться требованиям других.

Ход игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Парово­зик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая: можно предложить детям встать в круг и взять друг друга за руки. Выбранная форма оконча-нИя занятий останется неизменной и превратится в ритуал.

П занятие.

Если группа активна, то следует продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления того группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя его положитель­ные и отрицательные стороны детям. Психолог находится в групповой комнате, но никак не вмешивается в детские игры.

III занятие.

1. Игра «Жмурки»

Цель игры — создание положительного эмоционального фона, устра­нение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь пе­сенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

— Кот, кот Ананас,

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, драз­нят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

2. Игра «Жучок».

Цель игры — раскрытие^рупповых отношений.

Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Во-Дящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью счи­талки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 сти­хийных ролей:

1) лидер;

2) товарищ лидера («прихвостень»);

3) неприсоединившийся оппозиционер;

4) покорный конформист («баран»);

5) «козел отпущения».

Окончание первого уровня I этапа.групповой психокоррекции отли­чают три признака: укрепившиеся роли, стереотипные интеракции, по­явление реакций на присутствие ведущего.

Второй уровень I этапа — это этап направленных игр. На этом этапе Удержание осознаваемых навыков и действий целенаправленно задает-

ся ведущим. Тем не менее на определенное время в каждое занятие необ­ходимо включать спонтанные игры. Это называется свободным временем Обычно на него отводится 20 мин в конце занятия.

3. Свободное время.

Детям предлагаются спонтанные игры.

4. «Хоровод».

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза улыбаются. При этом основной акцент делается не на уже сложившиеся роли, а на устранение неравенства и привилегий. Существуют опреде­ленные признаки, указывающие на то, что требуемая групповая струк­тура сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать направлен­ную на них агрессию, которая хорошо видна в таких играх, как «Кре­пость» и «Жучок». Во-вторых, возникают ласковые спонтанные интерак-ции между членами группы. В-третьих, появляется серьезное, уважи­тельное отношение к ритуалу окончания занятия.

Если возникла групповая структура, уравнявшая детские индивиду­альности, можно переходить к следующему, второму этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме ролевых игр и других приемов.

Второй этап работы — реконструктивный

К моменту начала II этапа психологу уже видны трудности общения каждого ребенка, а также неадекватные компенсаторные способы пове­дения каждого.

Индивидуальная психологическая коррекция происходит тогда, ког­да ребенок осуществляет новые формы поведения и накапливает новый опыт общения. Это становится возможным лишь тогда, когда ребенок удовлетворил свои фрустрированные потребности (они часто служат ис­точниками и обусловливают его неадекватное поведение). Чаще всего это потребность в безопасности и принятии-признании. Фрустрация этих потребностей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в безопасности удовлетворяется на первом этапе коррекции, во время направленной игры.

Удовлетворение потребности в признании невозможно без построе­ния полного образа самого себя. Чтобы это.реализовать, и используют методические приемы, такие, например, как обратная связь. Каждый ре­бенок получает обратную связь в специально организованных для этого играх: «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Фанты».

Умелая организация обратной связи помогает сформировать более продуктивный образ «Я». Обычно это делается в форме словесной интер­претации игровой обратной связи, с особенным акцентом на положи­тельных сторонах личности ребенка.

Кроме того, на II этапе используются некоторые игры, помогающие преодолевать неприятные для ребенка свойства характера, например тру­сость. Это игры: «Необитаемый остров», «Страшные сказки». После этих игр ребенок может сказать себе: «Вот я какой, не очень хороший, но зато я могу слушать страшные сказки в темноте. Я сам могу их выдумы­вать. Я могу играть в необитаемый остров, умею владеть собой».

Ключевой момент II этапа — это игра «День рождения». Во время этой игры происходит усвоение требуемых качеств, «авансирование» нуж­ной характеристики личности. Таким образом, очерчивается зона бли­жайшего развития ребенка.

Отработка новых навыков общения целенаправленно осуществляется в групповых заданиях, которые каждый именинник обязан выполнять.

Занятия прямо вытекают из психологического диагноза каждого ре­бенка, который ставится постепенно в течение всего периода работы группы. Составляя психологические портреты детей, психолог особенно внимателен к тому, чего не может сделать ребенок, что ему не удается или чего он не умеет.

IV занятие.

1. Игра «Ассоциации».

Цель игры — воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения-жестами изобразить человека.

Ход игры: ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадыва­ют, кого он изображает.

2. Игра «Страшные сказки».

Цель игры — развитие смелости, уверенности в себе, снятие тревоги, объединение группы.

Ход игры: гасится свет или зашториваются окна. Дети по очереди на­чинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полез­но их тут же разыграть, также в темноте.

3. Гимнастика.

4. Спортивная игра «Турнир».

Цель игры — воспитание произвольного контроля, корректировка аф­фективного поведения, развитие смелости, уверенности в себе, освое­ние различных социальных позийий: соревнующегося, судьи, зрителя.

Ход игры: дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортив­ные игры:

«Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть и опереться руками сза­ди, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии трёх-четырех шагов;

«Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необ­ходимо держать «в замке», не разъединяя;

«Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из состояния Равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе. Можно держаться одной рукой за носок со­гнутой ноги. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной Ноге;

«Сядь—встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо при­поднять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая руками.

5. Игра «Хоровод».

V занятие.

1. Игра «Bun».

Цель игры — создание положительного эмоционального фона, устра­нение страхов, сплочение группы.

Ход игры: дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, кого назвали, говорит: «Бип».

2. Гимнастика.

3. Игра «Семейный портрет».

Цель игры — социометрия детской игровой группы, исследование сложившихся отношений в семье.

Ход игры: в семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный порт­рет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

4. Игра «Зеркало».

Цель игры — дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход игры: выбирается один водящий, остальные дети — зеркала. Во­дящий смотрится в зеркала, и они ртражают все его движения. Психолог следит за правильностью отражения.

5. Свободное время.

6. «Хоровод».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: