Среди комплекса мероприятий по оздоровлению и упорядочению денежного оборота особое место занимают денежные реформы. Они представляют собой полную или частичную перестройку денежной системы, которую проводит государство, с целью оздоровления или улучшения механизма регулирования денежного оборота в соответствии с новыми социально - экономических условий.
Денежные реформы, проводившиеся в разное время во многих странах, значительно отличались своими целями, глубиной реформирования действующих денежных систем, методами стабилизации валют, подготовительными мероприятиями и т.д.. Их можно классифицировать следующим образом (рис. 5.4) [ 6, с. 62].
1) создание новой денежной системы. Эти реформы проводились при переходе от биметаллизма к золотого монометаллизма, от последнего к системе бумажно -денежного обращения или кредитного обращения в условиях создания новых государств, как это имело место в период падения колониальных империй или после выхода отдельных республик из состава бывшего СССР. Примером таких реформ денежная реформа Витте в 1895-1897 гг в России и денежные реформы в странах, освободившихся от колониальной зависимости и т.д

Рис. 5.4. Классификация денежных реформ
2) частичное изменение денежной системы, когда реформируются отдельные ее элементы: название и величина денежной единицы, виды денежных знаков, порядок их эмиссии и характер обеспечения и т.д.. Примером таких реформ является изменение порядка эмиссии и обеспечения банкнот в Англии согласно Акту Роберта Пиля (1844 г.), денежные реформы в СССР в 1922-1924 и 1947;
3) проведение специальных стабилизационных мероприятий с целью сдерживания инфляции или преодоления его последствий.
Чем бы ни была вызвана необходимость проведения денежной реформы, главной ее целью всегда является стабилизация денежного оборота. Для достижения этой цели недостаточно принять те или иные законодательные акты, а необходимо подготовить соответствующие экономические предпосылки. Без этого деньги и после реформы могут обесцениваться. Поэтому успешное проведение денежной реформы требует соответствующей подготовки: накопление золотовалютных и материальных резервов, прекращение или значительное уменьшение темпов роста денежной массы в обращении, оздоровление государственных финансов, улучшение структуры общественного производства, сбалансирования рынка и т.п..
Нередко денежной реформе предшествует деноминация денежных знаков, то есть обмен всех старых знаков на новые в определенной пропорции с одновременным перечислением в этой пропорции всех денежных показателей: цен, тарифов, заработной платы, балансовой стоимости фондов и т.д..
Согласно мировому опыту денежных реформ, существуют такие методы стабилизации валют: нуллификация, ревальвация (реставрация), девальвация, деноминация.
Нуллификация - объявления государством обесцененных бумажных денежных знаков недействительными.
Проводится она при чрезвычайно большого падения покупательной способности денег, когда нецелесообразен любой обмен их на новые деньги и в такой крайней форме встречается редко. В частности, в конце XVIII в. во Франции были объявлены недействительными полностью обесцененные ассигнации и они были изъяты из обращения без какого-либо возмещения.
Чаще обесцененные деньги изымаются из обращения путем обмена на новые знаки в чрезвычайно низкой пропорции, так что плата за них имеет чисто символическое значение. Так, в СССР в 1922-1923 гг 1 руб. новыми знаками обменивался на 1 млн руб. старыми, в 1924 г. в Германии 1 новая рейхсмарка - на 1 трлн старых марок, в 1944 году в Греции - 50 млрд старых драхм на 1 новую. Во всех этих случаях по существу проводилась нуллификация обесцененных денег, хотя по форме она напоминала девальвацию.
В Украине нуллификация состоялась в 1996 г. Обесцененная денежная единица (купон - рубль) была заменена в определенной пропорции (100000 руб.) До одной гривны.
Девальвация - официальное снижение государством металлического содержания и курса (или только курса) национальных денег относительно иностранных валют или международных расчетных единиц.
Пока государства фиксировали золотое содержание своих валют, его снижение и снижение курса валюты происходило примерно одинаково. После отмены золотых паритетов
девальвация сводилась только к снижению официального валютного курса. Уровень ее в обоих случаях определялся уровнем обесценения валют, т.е. новый золотое содержание и курс устанавливались на уровне фактической стоимости валюты, которая формировалась в результате инфляционного обесценения.
Ревальвация - это официальное повышение государством золотого содержания и валютного курса или только валютного курса национальной валюты страны.
В первом варианте ревальвации валют проводились в эпоху свободного обмена банкнот на металл. Ими заканчивались усилия государства по восстановлению покупательной способности валюты после периода инфляции. В результате ревальвации, как правило, восстанавливался обмен банкнот на металл по паритету, который действовал до начала инфляции. Одновременно восстанавливался и предыдущий курс валюты. Поэтому такое средство в литературе иногда называют реставрацией.
Денежные реформы на основе ревальвации проводились редко, поскольку они возможны при незначительном обесценивания денег и быстрого развития экономики и восстановления стабильности рынка. При таких условиях в стране быстро расширяется товарооборот и уменьшается бюджетный дефицит, способствует повышению стоимости денежных знаков и может постепенно довести ее до доинфляцийного уровня.
Влияние ревальвации на экономику противоположный влиятельные девальвации. Ревальвация выгодна для импортеров и кредиторов. После ревальвации дорожает экспорт, поскольку иностранные импортеры вынуждены давать больше собственной валюты за ревальвированных, однако это ухудшает конкурентоспособность экспортера. Одновременно становится дешевле импорт, так как для оплаты импортных товаров национальной валюты нужно меньше. Кредиторы, предоставившие займы нерезидентам в национальной валюте, после ее ревальвации получают значительную выгоду, и рыночная цена ее в иностранной валюте расти по мере ревальвации. Для населения, с одной стороны, ревальвация привлекательна тем, что она побуждает снижение цен на импортные товары и тормозит инфляцию, однако с другой - она приводит к уменьшению экспорта, что создает реальную угрозу безработицы. Поэтому оценивать ревальвацию необходимо, исходя из макроэкономической ситуации.
По золотого стандарта ревальвации подвергались относительно устойчивые валюты увеличением официального золотого содержания денежной единицы. Согласно повышался их курс по обесцененным валют. Так, в 1973 немецкий марка была дважды ревальвирован - в марте ее золотое содержание и официальный курс был повышен на 3%, а в июне - еще на 5,5 %. Однако обмен марки на золото не восстанавливался. Таким образом проводили ревальвацию швейцарского франка, японской иены. Необходимость ревальвации относительно устойчивых валют определялась тем, что их официальный валютный курс и золотое содержание оказался заниженным по сравнению с паритетом покупательной способности. Такая ситуация была не выгодна для экспортеров и должников и, наоборот, обеспечивала неоправданные доходы импортерам и кредиторам. Чтобы устранить такие " перекосы " во внешнеэкономических отношениях, государство повышало официальный валютный курс.
Теперь, когда золотое содержание валют отменено, ревальвация проявляется в повышение курса национальной валюты относительно иностранных или международных валют. Сейчас курсы валют выравниваются по паритету покупательной способности, а потому исчезла потребность в ревальвации и девальвации как элементах денежной реформы. При плавающих (рыночных) валютных курсов ревальвация проявляется в длительном (постепенном) повышении курса национальной валюты относительно других валют или международных расчетных единиц.
Деноминация - укрупнение денежной единицы без изменения ее наименования, проводимое в целях обеспечения денежной оборота и придания большей полноценности деньгам.
Так, в 1961 году в СССР старые деньги были заменены на " новые " таким образом, что 1 "новый" рубль равнялся 10 " старым". Благодаря деноминации удается значительно сократить количество денежных купюр и монет, находящихся в обращении.
По способу проведения денежные реформы делятся на три типа (модели).
1. Денежные реформы формального типа, сводятся к техническому аспекту - внедрение нового образца купюры с одновременным или постепенным изъятием старой. Обмен старых купюр на новые осуществляется в соотношении 1:1. Поводом к такому изменению может быть:
а) необходимость улучшения физических свойств (прочности, защиты от подделки и т.д.) банкнот, находящихся в обращении, изменения их относительных и абсолютных размеров, может быть результатом технического прогресса (в смысле как возможностей выпуска банкнот высшего качества, так и новых требований к их качества в связи с применением различных технических устройств - банкоматов, электронных машин и т.п.);
б) усиление эффективной борьбы с подделкой национальной валюты. Это происходит в том случае, когда в обращении находится большое количество поддельных банкнот (например, накопленных за годы войны), выявление и изъятие которых становится первоочередным делом;
в) необходимость изменения внешнего вида банкнот, их оформления, может быть обусловлено политическими причинами, например изменением государственной символики.
Все эти аспекты осуществления денежной реформы в основном чисто формальные, неконфискационный. Если реформа ограничивается решением только этих проблем, не затрагивая более существенных монетарных и экономических аспектов, ее точнее называть не реформой, а обменом денег.
2. Денежные реформы конфискационного типа, или " шоковые " реформы. Такие реформы предусматривают осуществление комплекса явных или замаскированных мероприятий конфискационного характера:
- Установление лимита на обмен банкнот;
- Замораживание доли депозитов свыше установленного уровня;
- Временное прекращение валютно - обменных операций.
Цель этих и подобных мероприятий - конфискация незаконных доходов, восстановление социальной справедливости, получение дополнительного дохода государством. Если реформы должны конфискационный характер, то устанавливаются достаточно ограниченные сроки обмена и количественные лимиты обмена, которые дополняются требованием декларирования доходов. В этом случае обмен обычно проводится по регрессивной шкале. В определенной границы (суммы) старые денежные знаки обмениваются на новые в отношении друг к другу, а далее - с понижающим коэффициентом. Как правило, устанавливают несколько последовательных порогов обмена и несколько значений коэффициентов, хотя конфискационные реформы могут основываться и на обмене старых денег на новые с использованием понижающего коэффициента для сумм любого размера, а не только тех, которые превышают определенный порог, как в первом случае. Аналогичная процедура может использоваться и для обмена депозитных денег.
3. Реформы параллельного или консервативного, типа чрезвычайно сложной по технике реализации процедурой. В этом случае новая денежная единица, расширяя сферу своего функционального применения, вытесняет старые деньги постепенно. В результате в течение определенного времени, когда в обращении находятся две денежные единицы - старая и новая, происходит соответствующая сегментация сферы денежного обращения.
Одновременное функционирование в обращении двух денежных единиц порождает осложнения не только технического порядка. Существует реальная угроза преждевременного обесценивания старой денежной единицы, всплеска спекулятивных и " теневых" сделок. То же время система параллельного обращения имеет и заметные преимущества. Она является наименее рискованной формой денежной реформы, позволяет избежать мероприятий конфискационного характера, обеспечить стабильность новой денежной единицы даже при недостатке достаточного товарного наполнения рынка и необходимого стабилизационного фонда, расширяет диапазон маневра денежно - кредитной политики.
Денежная реформа в Украине была проведена со 2 по 16 сентября 1996. Эта реформа была " мягкого " типа (проведение мероприятий по замене действующей денежной единицы, стабилизация новых денег без качественной перестройки системы денежного оборота) с деноминацией денежных знаков (уменьшение на пять нулей), с изменением названия денежной единицы путем обмена денежных купюр (украинскому рублей на гривны). Было изъято из обращения и обменены без ограничений старые денежные знаки на новые в пропорции 10:1.
Официальная концепция денежной реформы основывалась на принципах " полной прозрачности " и " неконфискацийности ". По мнению некоторых специалистов, эти принципы обусловили некомплексность и ограниченность реформы. Также многие считают, что введение гривни было больше политическим, чем экономическим.
Она обладает следующими свойствами:
1. Многофакторного обусловленность:
- Причины (необходимость обеспечения экономической независимости Украины);
- Политические причины (Украина, как независимое государство должна была иметь собственные деньги и собственную денежную систему).
2. Многоцелевое направление заключалось в решении трех важнейших задач:
- Создать национальные деньги и денежную систему как атрибут независимости государства;
- Обеспечить высокий уровень стабильности национальной денежной единицы;
- Сформировать и ввести в действие новые методы и инструменты денежного оборота и денежного рынка.
3. Долговечность и многоэтапность реформы. Она продолжалась почти пять лет и прошла три этапа:
- Первый этап (январь - ноябрь 1992 г.) - в обращение было выпущено купоно - рубль и обеспечено его функционирование;
- Второй этап (ноябрь 1992 - август 1996 г.) - украинский рубль закрепился как единая национальная валюта;
- Третий этап (сентябрь 1996 г.), который завершился введением в обращение постоянной денежной единицы - гривны.
4. Применение временных денег как переходных, и их гипервысокие обесценение (при 1992-1996 гг масса денег в обороте по агрегатом М2 выросла более чем в 240 раз).
5. Создание в ходе реформ нового механизма монетарного регулирования.
6. Особое социальная направленность реформы (она была неконфискационный и прозрачной. К сожалению, в ходе реформы основных социальных тягот получили широкие слои населения, которые потеряли своих вклады, размещенные в Сберегательном банке).
И все же, несмотря на значительные недостатки денежной реформы в Украине, она получила конституционное национальную денежную единицу – гривну.