Денежная системы: элементы и типы

План лекции:

Денежные реформы: сущность, виды, и методы проведения

Денежная масса и денежные агрегаты

Цель занятия: Изучить сущность и содержание денежной системы

Ключевые слова: система, элемент, валюта, курс, эмиссия, денежно-кредитная политика, денежная масса, денежная база, биметаллизм, монометаллизм, драгоценные металлы.

  1. Денежные реформы: сущность, виды, и методы проведения

В период Великой отечественной войны экономике СССР был нанесен огромный ущерб. Резкое сокращение объемов производства и реализации товаров народного потребления сократило доходы государственного бюджета. В то время как государственные расходы значительно возросли. Для их покрытия кроме подоходного налога с населения были введены военный налог, налог на бездетных, малосемейных и одиноких граждан. Среди населения широко развернулась подписка на массовые государственные займы и добровольные взносы на создание военной техники. Всего за годы войны от населения поступило 270 млрд. рублей или 25,4 % государственных доходов.

Кроме того, бюджетный дефицит покрывался за счет дополнительной эмиссия денежных средств. Естественно это привело к увеличению денежной массы в обращении при сокращении объемов производства. Все это привело к росту цен на товары и покупательная способность рубля стала снижаться.

Для ликвидации последствий войны в области экономики требовалось восстановить устойчивость рубля и повысить его покупательную силу. Рост объемов производства в промышленности и сельском хозяйстве, увеличение товарооборота, рост доходов государственного бюджета позволили провести денежную реформу (в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 14 декабря 1947г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары»). В обращении были выпущены новые деньги, которые обменивались на старые в соотношении 1:10. Таким путем масса денег в обращении была сокращена в 10 раз. Страна, в свою очередь, избавилась от фальшивых денег. Вклады населения в сберегательные кассы до 3000 руб. не подвергались переоценке; от 3000 до 10 000 руб. переоценивались по льготному соотношению 3:2; свыше 10 000 руб. – по соотношению 2:1. Денежные средства на счетах государственных предприятий и организаций не были переоценены. Денежные средства на счетах колхозов, кооперативных предприятий и кредитных учреждений обменивались по льготному соотношению 5:4.

Обмен денег производился в короткий срок с 15 по 22 декабря в специально организованных обменных пунктах.

Ранее выпущенная в обращение металлическая монета обмену не подлежала и осталась в обращении по номиналу. Заработная плата за первую половину декабря выплачивалась уже новыми деньгами и в прежних размерах.

Одним из элементов реформы была конверсия всех ранее выпущенных государственных займов в единый новый 2 % -ный заем 1948г. Облигации всех прежних займов обменивались в соотношении 3:1.

Одновременно с проведением реформы была отменена карточная система на все продовольственные и промышленные товары и снижены цены на хлеб на 10-12 % против карточных.

Денежная реформа 1947 года не означала коренной перестройки денежной системы. Так как после ее проведения полностью сохранилась та структура денежного обращения, которая существовала до реформы. Отличие состояло лишь в том, что билеты Государственного банка стали выпускаться в рублях, а не в червонцах. В обращение были выпущены билеты Государственного банка достоинством 10,25,50,100 рублей и Государственные казначейские билеты СССР образца 1947 года достоинством 1,3 и 5 рублей.

Реформа 1947 укрепила денежную системы страны и повысила значение всех функций денег.

В послевоенные годы страна активно взялась за восстановление экономики. Люди, вдохновленные победой в ВОВ поднимали страну из руин: активно развивалась производственная сфера, поднимали целину, планировались и выполнялись планы по строительству, животноводству, растениеводству и т.д. Все это сказалось на росте производительности труда, способствовало снижению себестоимости продукции и на этой основе снижению цен и повышению покупательной способности рубля. Правительство в этот период признает необходимым повысить официальный курс рубля в отношении иностранных валют и перевести его исчисление на золотую базу. До этого курс рубля в отношении иностранных валют устанавливался не непосредственно на базе золота, а на базе какой – либо одной единственной иностранной валюты, имеющей фиксированное содержание и обмениваемой на золото.

С 1 марта 1950г. правительством было установлено золотое содержание рубля (масштаба цен) в 0,222168 г. чистого золота. Исходя из этого фиксированного золотого содержания рубля и стали определять курс в отношении иностранных валют. Так новый курс рубля был установлен 4 рубля за 1 доллар вместо прежних 5 руб. 30 коп.

Повышение курса рубля в иностранных валютах имело важное значение. Твердо фиксированное золотое содержание рубля расширяло его использование в международных расчетах.

На протяжении десятилетия после перевода курса рубля на золотую базу (1950 – 1960 гг.) гигантски выросли денежные обороты страны, размеры государственного бюджета, а также объемы (в денежном выражении) производства, национального дохода и т.д. Многие показатели экономической деятельности были выражены в сотнях миллиардов и триллионах рублей. Счет в таких больших суммах осложнял практическую работу финансово-банковских и хозяйственных органов. Масштаб цен оказался слишком мелким. Поэтому правительство приняло решение укрупнить масштаб цен в 10 раз, повысить золотое содержание рубля и заменить находившиеся в обращении деньги новыми.

С января 1961г. в обращение были выпущены денежные билеты нового образца: казначейские государственные билеты достоинством 1,3,5 рублей и билеты достоинством 10,25,50,100 рублей, а также разменная монета 1,2,3,5,10,15,20 и 50 копеек. Денежные билеты и разменные монеты старого образца обменивались на новые в соотношении 1:10. Монеты достоинством 1,2,3,5 копеек обмену не подлежали и остались в обращении по номиналу.

Обмен производился в течение 3 месяцев: с 1 января по 1 апреля 1961г. без каких-либо ограничений. Поэтому в течение 1 квартала 1961 г. в обращении старые и новые деньги и все денежные операции производились в установленном соотношении 1:10. Одновременно в этом же соотношении был произведен перерасчет цен на товары и услуги, тарифы заработной платы, размеры пенсий, стипендий, все платежные обязательства, договоры и т.д.

Укрупнение масштаба цен упростило счет денег и техническое обслуживание их обращения. Из-за меньшего формата денежных билетов они стали удобнее в обращении.

Одновременно с укрупнением масштаба цен было повышено золотое содержание рубля и его курс по отношению к иностранным валютам. С 1 января 1961 было установлено золотое содержание рубля в 0,987412 г. золота, вместо прежних 0,222168, т.е. повышено в 4,4 раза.

Новое золотое содержание рубля выравнивало официальную мировую цену золота, выраженную в рублях с ценами на товары, и устранило необходимость сложных перерасчетов во внешней торговле с государственным бюджетом.

После распада СССР советская валюта – рубль была унаследована на первом этапе независимого развития всеми постсоветскими государствами, включая страны, не вошедшие в СНГ. В силу ряда причин, прежде всего, политического характера, обусловленных стремлением новых государств к политической независимости, а также невозможностью в условиях перехода от модели социалистической директивной экономики к рыночной, быстрой унификации законодательства, сохранение единой валютной (рублевой) зоны было обречено на провал.

Процесс денежной дезинтеграции после распада СССР проходил очень сложно и закончился введением всеми постсоветскими государствами собственных национальных валют.

Уже сразу после объявления суверенитета республиками СССР все 15 национальных банков независимо друг от друга выступали в роли центральных банков. Одним из последствий такого положения стала кредитная экспансия. Например, Национальный банк Украины провел в июне 1992 года взаиморасчет обязательств предприятий с помощью предоставления кредитов. Этому примеру последовали многие Центральные банки СНГ. Хотя Россия и стала монокомитетом в выпуске рублевой наличности, некоторые другие республики бывшего СССР приступили к введению параллельных валют для наличного обращения, обходя тем самым ограничения, налагавшиеся Россией, и «защищая» свои внутренние потребительские рынки (где сохранялся дефицит) от покупателей из других республик. Так обстояло дело, например, на Украине, в Литве, Латвии и в Азербайджане.

Введение Банком России в июле 1992 года требования о ежедневных двусторонних взаимных зачетах платежей между Россией и другими постсоветскими государствами, когда платежи проводились только в объеме средств, находящихся на корреспондентских счетах центральных банков этих государств, на практике означало создание национальных безналичных рублей. И уже следующий шаг – введение собственных национальных валют – был неизбежен и начался с введения национальных валют Эстонией, Латвией в июне – июле 1992г., Литвой – в октябре 1992 г., Украиной и Беларусью – в ноябре 1992г. В мае 1993 национальную валюту ввел Кыргызстан, в августе Грузия. Последним в этом ряду (за исключением Таджикистана, который ввел национальную валюту в 1995г.) стали Туркменистан, Узбекистан, Армения, Молдова и Казахстан (15 ноября 1993г.), эта группа стран покинула рублевую зону после проведения Банком России в июле 1993 г. обмена рублевых банкнот на новые. Попытки по восстановлению рублевой зоны отдельными странами, в числе которых был и Казахстан, не дали положительных результатов. Подписанное 9 октября 1992 года восемью государствами СНГ «Соглашение о единой денежной системе и о согласованной кредитно-денежной политике государств, использующих рубль в качестве официального средства платежа»; затем уже шестью государствами в сентябре 1993 г. – «Соглашение о создании рублевой зоны нового типа» и двусторонние переговоры по этому вопросу с Россией не просто не увенчались успехом, но и оттянули возможность проведения постсоветскими государствами мер по макроэкономической стабилизации.

Поэтому денежная реформа в Казахстане ставила своей задачей введение собственной национальной валюты и на этой основе проведение эффективной денежно-кредитной политики.

Процесс введения собственной национальной валюты в Казахстане прошел успешно, и здесь встала более сложная задача – обеспечение ее внутренней и внешней устойчивости.

12 ноября 1993 г. Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. подписал указ «О введении национальной валюты Республики Казахстан». Этим указом с 8 часов 15 ноября была введена национальная валюта – тенге.

Обмен казначейских и банковских билетов Госбанка СССР и банка России образца 1961-1992 гг. на тенге завершен к 18 часам 20 ноября.

Обмен наличных рублей, а также рублевые счета, вклады и обязательства обменивались на тенге по обменному курсу 1 тенге за 500 руб.(1:500)

Все граждане Республики Казахстан старше 16 лет могли обменять сумму в пределах 100 тыс. руб. Обмен производился только один раз, о чем делалась отметка в паспорте. Суммы свыше 100 тыс. руб. зачислялись в тенге на специальный лицевой счет в банке без права использования на срок до 6 мес. Законность происхождения этих сверхлимитных средств рассматривалась специальной комиссией. По решению комиссии эти средства могли быть разблокированы досрочно.

С 15 ноября до 18 ноября 1993г. население могло рассчитываться и в тенге и рублями. Поэтому выручка юридических лиц, а также лиц, осуществляющих розничную торговлю и оказание платных услуг населению, принималась банками ежедневно: в тенге - без ограничений, в банкнотах образца 1961-1993 гг. достоинством 1,3,5,10,25,50,100,200,500 руб. – в размере, не превышающем среднедневную выручку за июль 1993 г. скорректированную на коэффициент 1,3.

В балансах предприятий рублевые активы и пассивы были пересчитаны в тенге за 2 суток (15-16 ноября). В период обмена наличных денег и пересчета активов и пассивов банки не проводили операций с клиентурой.

  1. Денежная масса и денежные агрегаты

Для измерения количества денег, находящихся в обращении используется количественный показатель денежного обращения денежная масса.

Денежная масса (совокупная) – это совокупный объем наличных денег и денег безналичного денежного оборота (или совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих экономические связи и принадлежащих физическим и юридическим лицам, а также государству).

Существует также понятие денежная масса в обращении – количество обращающихся, находящихся в движении денег за определенный период времени, на определенную дату, исчисляемое с учетом разных видов денежных средств, обладающих различной ликвидностью и скоростью обращения.

Контроль над денежной массой является важнейшей составной частью экономической политики страны, поскольку в современном обществе деньги играют гораздо более существенную роль, чем просто средство расчетов, они напрямую воздействуют на уровень экономической активности в стране.

Часть денежной массы, включающая находящиеся в обращении банкноты и монеты, а также средства на счетах в эмиссионном банке (главным образом средства коммерческих банков) называется денежной базой.

Денежная база (англ. monetary base) – первичные деньги, деньги центрального банка. Эмиссионный банк способен непосредственно влиять на размеры денежной базы. Увеличение денежной базы происходит за счет монетизации активов центральных банков. Монетизация может осуществляться двумя способами: кредитным путем: - через предоставление центральным банком ссуд коммерческим банкам и (или) государству (например, ломбардных кредитов, сделок РЕПО или кредитов на преодоление бюджетного дефицита), когда в обращение выпускаются деньги центральным банком под залог определенных видов ценных бумаг; не кредитным путем - посредством покупки эмиссионным банком определенных активов (например, иностранной валюты или золота).

Количественная взаимосвязь между денежной массой и денежной базой такова:

М = тВ (1)

где, М – денежная масса; т - денежный мультипликатор; В - денежная база.

Денежная масса в обращении характеризуется величиной денежных агрегатов, состав и число которых значительно различаются в отдельных странах.

Принцип построения этих агрегатов основан на том, что все блага можно ранжировать от абсолютно ликвидных до абсолютно неликвидных, и затем, последовательно присоединяя к наиболее ликвидным средствам менее ликвидные, можно получать соответственно показатели М1, М2, М3,…Мn. Каждый последующий показатель массы включает предыдущий плюс новая величина финансовых средств по степени ликвидности.

В различных странах в различные периоды времени использовались разные показатели денежной массы. Это зависело от той цели, которую преследовали центральные банки, - снижение темпов инфляции или повышение экономического роста. Например, в России и Казахстане используются денежные агрегаты М0 - М3. В США долгое время использовался в качестве целевого ориентира агрегат М1, однако ФРС с 1979г. стала также использовать агрегаты М1 и М3.

На сегодняшний день на территории Республики Казахстан используются следующие виды денежных агрегатов:

Денежный агрегат М0 – это наличные деньги в обращении, т.е. совокупность наличный денег на руках населения и остатков наличных денег а кассах предприятий и организаций. Это наиболее ликвидная часть денежной массы, которая готова для немедленного использования в качестве платежного средства. Этот агрегат включает в себя банкноты и монеты в обращении (деньги вне банков).

Денежный агрегат М1 – это наличные деньги М0 + остатки средств нефинансовых предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, населения на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования в коммерческих банках, в том числе на счетах для расчетов с использованием пластиковых карт.

Денежный агрегат М2 – это М1 + срочные депозиты (вклады) юридических и физических лиц в банках второго уровня.

Денежный агрегат М3 – это М2 + депозитные и сберегательные сертификаты, а также государственные ценные бумаги (облигации государственного займа.

Между количеством денег в обращении и потребностями в них существует тесная взаимосвязь, нарушение которой приводит к обесценению национальных денежных единиц, диспропорциям в развитии производства и экономики в целом.

Теоретически количество денег, необходимых для сферы обращения, должно быть равно совокупному объему продаж товаров и услуг. Количество денег равнялось бы этой величине, если бы каждая денежная единица использовалась бы только один раз. Однако на практике каждая денежная единица (купюра) используется в процессе обращения неоднократно. Кроме того, размер денежной массы, необходимой для обслуживания хозяйственного оборота, зависит от ряда других факторов, влияние которых было установлено еще К. Марксом, сформулировавшим закон денежного обращения. Сущность этого закона состоит в том, что «при данной скорости обращения денег общая сумма денег, находящихся в обращении на данном отрезке времени, определяется общей суммой подлежащих реализации товарных цен плюс общая сумма платежей, приходящихся на этот же период времени, минус платежи, взаимно уничтожающиеся путем погашения. Общий закон, по которому масса находящихся в обращении денег зависит от товарных цен, ни в малейшей мере не нарушается, ибо сама сумма платежей определяется ценами, установленными в контрактах».

Этот закон денежного обращения может быть представлен в виде следующей формулы:

(2)

где М – количество денег, необходимых для обращения;

РО - сумма цен реализованных товаров и услуг;

К - сумма цен товаров, проданных в кредит;

П - сумма платежей по обязательствам;

ВП – взаимопогашаемые обязательства;

У - скорость оборота одноименной денежной единицы.

Данный закон был сформулирован в условиях действия металлического стандарта и распространялся на обращение бумажных денег, но разменных на металл. В это время денежная масса стихийно регулировалась, приспосабливалась к объему товарооборота. Ситуация изменилась в связи с отходом от золотого стандарта и прекращением действия механизма автоматического приспособления к потребностям товарооборота в деньгах. В этой связи возникла необходимость многофакторного анализа при изучении действия закона денежного обращения.

Изменение объема денежной массы определяется не только увеличением количества денег в обращении, но и ускорением их оборота. Скорость обращения денег – это быстрота их оборота при обслуживании сделок.

Основными показателями, характеризующими скорость оборота денег, являются:

показатель скорости обращения денег в кругообороте доходов – отношение валового национального продукта (ВНП) или национального дохода (НД) к денежной массе (агрегату М1 или М2);

показатель оборачиваемости денег в платежном обороте, т.е. отношение суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы.

Как следует из закона денежного обращения, увеличение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы.

Для анализа степени обеспеченности экономики денежными средствами используется также показатель, который носит название коэффициента монетизации. Он рассчитывается как отношение среднегодовой величины денежной массы (как правило М2) к номинальной величине ВВП. Таким образом, коэффициент монетизации является величиной, обратной скорости обращения денег.

Глоссарий:

Денежная масса (совокупная) – это совокупный объем наличных денег и денег безналичного денежного оборота (или совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих экономические связи и принадлежащих физическим и юридическим лицам, а также государству).

Денежная база (англ. monetary base) – первичные деньги, деньги на счетах центрального банка.

Денежный агрегат – количественный показатель, характеризующий объем денежной массы в обращении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: