ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: сформировать знания о профессиональной педагогической деятельности, о педагогической науке, о процессах воспитания и обучения, об истории развития образования и педагогической науки, педагогических технологиях, а также первоначальные умения в профессиональной педагогической деятельности.
Задачи дисциплины: сформировать у обучающихся общие представления о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности;
сформировать у обучающихся общие представления о педагогике как науке, о методах педагогических исследований;
сформировать у обучающихся общее представление о сущности процессов воспитания и обучения;
сформировать знания и умения в решении педагогических задач;
познакомить обучающихся с историей возникновения и развития института образования и педагогической науки;
обеспечить формирование у обучающихся первоначальных умений и навыков в практической педагогической деятельности.
|
|
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
«Педагогика» – дисциплина профессионального цикла.
Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины «Педагогика» важны для последующего успешной профессиональной деятельности, являются неотъемлемыми компонентами подготовки специалиста.
Место дисциплины в учебном процессе: 1 курс (1-й и 2-ой семестры,), 2 курс (3-ий и 4‑ый семестры), 3-ий курс (5 семестр) по очной форме обучения (полный срок обучения). Изучение предусмотрено в базовой части цикла профессиональных дисциплин.
Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС:
16 зачетных единиц (576 часов).
Количество аудиторных часов:
270 часов, из них 104 часа – лекционные занятия, 74 часа – практических занятий, 80 часов – семинарские занятия, зачёты с оценкой –12 часов.
Отчетность по дисциплине:
В 1 семестре – экзамен, во 2-ом семестре – зачёт с оценкой, в 3-ем семестре – экзамен, в 4-ом семестре – зачёт с оценкой, в 5-ом семестре – экзамен.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
ценностные основы образования и профессиональной деятельности;
правовые нормы педагогической деятельности и образования;
сущность и структуру образовательных процессов;
особенности педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
тенденции развития мирового историко-педагогического процесса,
особенности современного этапа развития образования в мире;
основы просветительской деятельности;
методологию педагогических исследований проблем образования;
|
|
теории и технологии обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса;
способы психологического и педагогического изучения обучающихся;
способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
особенности социального партнерства в системе образования;
способы профессионального самопознания и саморазвития;
сущность и специфику профессиональной педагогической деятельности;
предмет, функции педагогической науки, ее категориальный аппарат, основные направления педагогических исследований, методы их осуществления;
сущность процессов воспитания и обучения, закономерности, принципы и методы их осуществления;
историю развития института образования и педагогической науки;
технологии решения педагогических задач;
уметь:
системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции;
использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач;
учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;
проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;
организовывать внеучебную деятельность обучающихся;
взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса;
прогнозировать и проектировать педагогические ситуации;
ставить и решать педагогические задачи;
моделировать и конструировать педагогическую деятельность;
накапливать профессиональный педагогический опыт и опыт анализа собственной деятельности;
владеть:
способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);
способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;
способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;
способами совершенствования профессиональных знаний и умений.
умением самостоятельно решать задачи профессионального самосовершенствования;
психолого-педагогическими знаниями, навыками и умениями выполнения функциональных обязанностей.
Программа содержит тематику лекций и семинарских занятий, задания для самостоятельной работы обучающихся. Каждая тема курса ориентирует преподавателя и обучающегося на раскрытие базовых педагогических понятий, осознание их взаимосвязи, на овладение педагогической теорией, и элементами практической педагогики, знакомство с практикой обучения и воспитания в современной школе. Перечень заданий для самостоятельной работы к лекционным и семинарским занятиям позволяет эффективно руководить познавательной деятельностью обучающихся.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
|
|
· готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
· готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
· осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1)
· владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
· способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
· готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
· способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);
· готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);
· способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);
· способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).