Раздел III. История образования и педагогической мысли

Тема № 4. История педагогики как наука. Цивилизационный подход. Воспитание в древних восточных цивилизациях и в античном мире

Предмет и задачи истории педагогики как научной и учебной дисциплины. Происхождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание в древних цивилизациях Востока, в Древней Греции 6-4 веков, Спарта, Афины. Сократ, педагогическая мысль в наследии Платона, Аристотеля. Образование в Древнем Риме. Зарождение христианской культуры воспитания. Византийская культура и образование.

Тема № 5. Образование и школа в средневековой Европе и в Древней Руси и России до18 века.

Роль христианства в культуре и образовании народов Европы в 5-16 веках. Школы и университеты в средневековой Европе. Карл Великий – просветитель Европы. Влияние эпохи Гуманизма на образование в Европе, Т. Мор, Рабле, Монтень. Роль реформации в образовании и воспитании. Иезуитская система воспитания.

Тема № 6. Европейская педагогика 17 – начала 19 веков. Коменский, Локк, Руссо, Песталоцци, Гербарт. Развитие идей гуманизма

Педагогика Я. А. Коменского. Дидактика Коменского: принципы обучения, классно-урочная система, учебная литература. Воспитание, учитель в концепции Коменского. Эмпирико-сенсуалистическая педагогика Дж. Локка – начала английской школы. Свободное воспитание Ж.-Ж. Руссо – новый взгляд на детство, на методы обучения и воспитания. Спор Гельвеция и Дидро о роли воспитания в развитии личности, реформы образования в эпоху Великой французской революции. Теория и практика «элементарного образования» Песталоцци.

Тема № 7. Образование и педагогика в России в 18 веке.

Реформы Петра и развитие, просвещения, системы школ. Деятельность М. Ломоносова в образовании. Московский университет. Дворянские учебные заведения, деятельность Бецкого, кадетские корпуса, институт благородных девиц. Система народных училищ, деятельность Янковича. Развитие независимой общественно-педагогической мысли в России – Новиков, Радищев.

Тема № 8. Европейское образование и педагогика в 19 веке. Демократические идеи в образовании.

Педагогическая теория И. Гербарта: связь педагогики с психологией, структура процесса обучения, управление личностью в процессе воспитания. Демократические идеи А. Дистервега: развивающее обучение, методы обучения, «правила» для учителей. Социально-классовый подход к вопросам воспитания: Р. Оуэн, Маркс, Энгельс. Эпоха реформ в европейском образовании конца 19-начала 20 веков. Школа труда, школа действия Кершенштейнера, В. Лая. Прагматическая педагогика, педоцентризм Дж. Дьюи. Антропософская педагогика Р. Штайнера. «Новые школы». Индивидуализация, психологизация образования. Изучение ребенка, педология, тестирование.

Тема № 9. Образование и педагогика в России в XIX – начале XX века. Пирогов, Толстой, Каптерев и др.

Образовательные реформы Александра I. Создание государственной системы образования: университеты, гимназии, училища. Деятельность С. Уварова. Общественно-педагогические идеи Герцена, Белинского. Школьные реформы 1860-ых годов. Земские школы. Классическое и реальное образование. Педагогическая деятельность Н. Пирогова. Педагогические взгляды революционных демократов. Лев Толстой как педагог и деятель в области образования. Система образования в России к концу 19 века. Женское образование. Развитие педагогической науки во второй половине 19 и начале 20 века. Лесгафт, Каптерев, Вентцель.

Тема 10. Великий русский педагог К. Д. Ушинский. Антропологический подход в образовании.

Деятельность и философско-педагогические взгляды Ушинского. Роль педагогической науки для образования. Народность воспитания. Изучение родного языка и культуры в школе. Роль труда в воспитании. Дидактика Ушинского: содержание и методы обучения. Учебные книги Ушинского: «Родное слово», «Детский мир». Подготовка учителя.

Тема № 11. Отечественная школа и педагогическая наука в Советской России 20-30 годов. Шацкий, Блонский, Крупская, Шульгин и др. Педология в СССР. Выдающиеся педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Развитие образования и педагогики в СССР в 40-80 годы ХХ века.

Становление системы образования после Октябрьской революции. Школа России в 20-е годы. Период поисков: учебные комплексные программы, метод проектов, бригадно-лабораторное обучение. Крупская, Блонский, Шацкий. Педология и психология в образовании. Реформирование системы образования в 1930‑е гг. Введение единых программ, учебников, режима работы школы. Основные направления развития школы и педагогики в 40-80 гг.

Деятельность и теория Макаренко. Воспитание в коллективе, методы воспитания. Вопросы дисциплины. Трудовое воспитание. Воспитание в семье. Педагогика Сухомлинского – развитие и оппозиция Макаренко. Гуманизм педагогической позиции Сухомлинского. Педагогика «сотрудничества» в творчестве отечественных учителей 80-ых гг. Вопрос об «авторитатной» и «гуманной» педагогике.

Тема № 12. Современная школа и педагогика за рубежом и в России.

Тенденции развития образования, гуманизация и демократизация образования. Интеграция национальных систем образования.

Педагогические воззрения в современном мире. Тенденции развития образования, гуманизация и демократизация образования. Интеграция национальных систем образования. Педагогическая технология. Технологизация образования, интернет-технологии. Проблемы гуманизации и интеграции образования. Дифференциация, индивидуализация обучения, развитие личности в системе образования. Образовательные системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: