| ЗАДАНИЕ N 1 (- выберите один вариант ответа) Для того чтобы возникла речь, необходим(-а, -о)… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | большой лексический запас | | 2) | умение красиво говорить | | 3) | наличие большой аудитории | | 4) | потребность сказать | | | | | ЗАДАНИЕ N 2 (- выберите несколько вариантов ответа) Устная речь подчиняется ________ нормам. | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | морфологическим | | 2) | орфографическим | | 3) | пунктуационным | | 4) | орфоэпическим | | | | | ЗАДАНИЕ N 3 (- выберите один вариант ответа) Основоположником русского литературного языка считается… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | А.С. Грибоедов | | 2) | И.А. Крылов | | 3) | Н.М. Карамзин | | 4) | А.С. Пушкин | | | | | ЗАДАНИЕ N 4 (- выберите один вариант ответа) Употребление слова в несвойственном ему значении – это нарушение _______ нормы. | | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | | | | ЗАДАНИЕ N 5 (- выберите несколько вариантов ответа) Лексическими особенностями научного стиля являются… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | точность | | 2) | эмоциональность | | 3) | строгая логическая последовательность | | 4) | экспрессивность | | | | | ЗАДАНИЕ N 6 (- выберите один вариант ответа) Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечёт ответственность, предусмотренную федеральными законами. Стиль данного текста – … | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | официально-деловой | | 2) | публицистический | | 3) | художественный | | 4) | разговорный | | | | | ЗАДАНИЕ N 7 (- выберите один вариант ответа) Для публицистического стиля характерно сочетание слов… | | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | | | ЗАДАНИЕ N 8 ( - выберите варианты согласно тексту задания) Установите соответствие между выделенными словами (сочетаниями) и средством выразительности. 1. Ты живёшь лишь днём. Я – только ночью (О.М. Селицкая). 2. Спорили сотни колоколов (М.И. Цветаева). 3. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись…(И.А. Крылов). | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | A) | олицетворение | | B) | оксюморон | | C) | аллегория | | D) | антитеза | | | | | ЗАДАНИЕ N 9 (- выберите один вариант ответа) Слова исторический – историчный являются… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | паронимами | | 2) | омонимами | | 3) | синонимами | | 4) | антонимами | | | | | ЗАДАНИЕ N 10 (- выберите несколько вариантов ответа) Фразеологизмы-синонимы находятся в рядах… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | как снег на голову – как гром средь ясного неба | | 2) | стреляный воробей – желторотый воробей | | 3) | сломя голову – скрепя сердце | | 4) | белая кость – голубая кровь | | | | ЗАДАНИЕ N 11 ( - выберите варианты согласно тексту задания) Установите соответствие между предложением и допущенной в нём лексической ошибкой. 1. Собрание должно собираться не реже двух раз в год. 2. Встретиться раньше мы не могли, а сейчас такая возможность предоставилась. 3. Барсук посмотрел глазами на мальчика. | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | A) | смешение паронимов | | B) | плеоназм | | C) | искажение фразеологического оборота | | D) | тавтология | | | | | ЗАДАНИЕ N 12 (- выберите один вариант ответа) Орфоэпическим называется словарь, … | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | содержащий слова в их нормативном литературном произношении | | 2) | показывающий словообразовательную структуру слова | | 3) | содержащий слова с объяснением их происхождения | | 4) | содержащий слова в их нормативном написании | | | | | ЗАДАНИЕ N 13 (- выберите несколько вариантов ответа) Звуков больше, чем букв, в словах… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | тянуться | | 2) | просьба | | 3) | рапсодия | | 4) | сияние | | | | | ЗАДАНИЕ N 14 (- выберите один вариант ответа) Выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук в слове… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | сервиз | | 2) | шинель | | 3) | резюме | | 4) | бифштекс | | | | | ЗАДАНИЕ N 15 (- выберите несколько вариантов ответа) Верно выделена буква, обозначающая ударный звук, в словах… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | боЯзнь | | 2) | цЕмент | | 3) | добЫча | | 4) | хвоЯ | | | | | ЗАДАНИЕ N 16 (- выберите один вариант ответа) Аллитерация используется в предложении… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины (Л.Н. Толстой). | | 2) | Борьба со злом плодотворна лишь в собственной душе (Л.Н. Толстой). | | 3) | В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев (Л.Н. Толстой). | | 4) | Истина не может заставить человека быть недобрым или самоуверенным (Л.Н. Толстой). | | | | | ЗАДАНИЕ N 17 (- выберите несколько вариантов ответа) Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в словах… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | каёмка | | 2) | съязвить | | 3) | колючка | | 4) | клей | | | | | ЗАДАНИЕ N 18 (- выберите один вариант ответа) Буква Спропущена в слове… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | бе..дарный | | 2) | бе..письменный | | 3) | бе..рассветный | | 4) | бе..умолчный | | | | | ЗАДАНИЕ N 19 (- выберите несколько вариантов ответа) Буква Опишется в словах… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | пл..нтация | | 2) | псевд..ним | | 3) | тр..туар | | 4) | п..вильон | | | | | ЗАДАНИЕ N 20 (- выберите один вариант ответа) Буква Е пишется в слове… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | верт..тся | | 2) | забот..тся | | 3) | обид..тся | | 4) | бор..тся | | | | | ЗАДАНИЕ N 21 (- выберите несколько вариантов ответа) НЕ пишется раздельно со словами… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | (не)весёлый, а грустный | | 2) | (не)ряха | | 3) | (не)далеко | | 4) | (не)знающий жизни человек | | | | ЗАДАНИЕ N 22 ( - выберите варианты согласно тексту задания) Установите соответствие между словом и способом его образования. 1. доброжелательно 2. демобилизовать 3. добела | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | A) | приставочный | | B) | приставочно-суффиксальный | | C) | сложение | | D) | суффиксальный | | | | | ЗАДАНИЕ N 23 (- выберите один вариант ответа) Раздельно пишется производный предлог… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | (на)счёт ремонта | | 2) | (в)виду отъезда | | 3) | (за)счёт других | | 4) | (не)смотря на трудности | | | | | ЗАДАНИЕ N 24 (- выберите несколько вариантов ответа) Буква Ч пишется в словах… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | камен..ик | | 2) | перебеж..ик | | 3) | чистиль..ик | | 4) | переплёт..ик | | | | | ЗАДАНИЕ N 25 (- выберите один вариант ответа) Правильно обозначены грамматические признаки прилагательного верную (подругу) … | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | относительное, ср. р., ед. число, предл. падеж | | 2) | относительное, ж. р., ед. число, им. падеж | | 3) | качественное, ж. р., ед. число, вин. п., полная форма | | 4) | притяжательное, ж. р., ед. число, им. падеж | | | | | ЗАДАНИЕ N 26 (- выберите несколько вариантов ответа) К одушевлённым относятся существительные… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | люди | | 2) | народ | | 3) | армия | | 4) | сирота | | | | | ЗАДАНИЕ N 27 (- выберите один вариант ответа) Числительное употреблено верно в сочетании… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | пятеро кошек | | 2) | пятеро вишен | | 3) | пятеро горошин | | 4) | пятеро героев | | | | | ЗАДАНИЕ N 28 (- выберите несколько вариантов ответа) Ошибки в образовании или употреблении глагольных форм допущены в предложениях… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | Летом купались, играли в футбол, боксировались. | | 2) | Кто посмеет над нами насмехнуться? Никто! | | 3) | Именно этой актуальной проблеме автор посвящает свою статью. | | 4) | От личности учителя во многом зависит моральный климат школы. | | | | | ЗАДАНИЕ N 29 (- выберите один вариант ответа) Морфологические нормы прилагательного нарушены в предложении… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | Я не помню утра более голубого и свежего. | | 2) | Ночь стала ещё более гуще, чернее и теплее. | | 3) | Когда хотел, Савка был прекраснейшим охотником и рыболовом. | | 4) | Величайший художественный гений, Пушкин был и великим тружеником. | | | | | ЗАДАНИЕ N 30 (- выберите несколько вариантов ответа) Ошибка в употреблении местоимения допущена в предложениях… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | Он собирал на улице каждый хлам. | | 2) | В прихожей висело зеркало, и каждый мог в него посмотреть. | | 3) | В этом фильме любые актёры играли хорошо. | | 4) | Любой может выучить это правило. | | | | | ЗАДАНИЕ N 31 (- выберите один вариант ответа) Способом согласования образовано словосочетание… | | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | | | | ЗАДАНИЕ N 32 (- выберите несколько вариантов ответа) Неопределённо-личными являются предложения… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | На другой день после удара князя повезли в Богучарово (Л.Н. Толстой). | | 2) | Ни ветерка, ни крика птицы (А.А. Блок). | | 3) | В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо (А.П. Чехов). | | 4) | Покину хижину мою… (С.А. Есенин). | | | | | ЗАДАНИЕ N 33 (- выберите один вариант ответа) Нормы управления нарушены в словосочетании… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | характеристика студента | | 2) | возмущаться опозданием | | 3) | уделять внимание студентам | | 4) | вернулся с Москвы | | | | | ЗАДАНИЕ N 34 (- выберите несколько вариантов ответа) Обособленным определением осложнены предложения (знаки препинания не расставлены)… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | Она думала с какой-то грустью о покинутом ею неизвестном береге реки (М.А. Булгаков). | | 2) | Предо мной тянулось ночною бурею взволнованное море (М.Ю. Лермонтов). | | 3) | Отважен был пловец решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати вёрст (М.Ю. Лермонтов). | | 4) | Волнуемый воспоминаниями я забылся (М.Ю. Лермонтов). | | | | | ЗАДАНИЕ N 35 (- выберите один вариант ответа) На месте скобок ставится двоеточие в предложении… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | Чернеет дорога приморского сада () желты и свежи фонари. | | 2) | Совесть потеряешь () другой не купишь. | | 3) | Делу время () потехе час. | | 4) | Замечу кстати () все поэты – любви мечтательной друзья. | | | | | ЗАДАНИЕ N 36 (- выберите несколько вариантов ответа) Синтаксические нормы нарушены в предложениях… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | Благодаря моему учителю я полюбила литературу, читать книги, русских поэтов. | | 2) | В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто. | | 3) | Медленно перебираю в памяти даты, встречи, лица. | | 4) | Больных туберкулёзом будут лечить не только дорогими препаратами, но и тушёнкой со сгущёнкой. | | | | | ЗАДАНИЕ N 37 (- выберите один вариант ответа) Произведение речи, в котором предложения связаны в целое темой и основной мыслью и соединены по смыслу и грамматически, называется… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | предложением | | 2) | текстом | | 3) | абзацем | | 4) | диалогом | | | | | ЗАДАНИЕ N 38 (- выберите один вариант ответа) Сколько теряют наши молодые люди, не заручившись привычкой думать, работать, изучать, делать с ранней молодости! Время никогда не бывает пустым. Оно откладывает на своем конвейере для праздной молодёжи по кирпичику пустоты, создавая постепенно привычку к ничегонеделанью. И уже эта самая привычка ничегонеделанья и мешает им впоследствии «наверстать» (М. С. Шагинян). Тип речи данного текста – … | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | описание | | 2) | повествование с элементами описания | | 3) | повествование | | 4) | рассуждение | | | | | ЗАДАНИЕ N 39 (- выберите один вариант ответа) Данный учебник представляет собой чёткое, доступное изложение лингвистического материала, который иллюстрируется яркими примерами из художественной литературы. Помимо справочного материала в нём можно найти материалы литературных научных источников, на базе которых возможен анализ и наблюдение функций лингвистических единиц и категорий. Кроме того, в книге реализуется идея интегративного и дистантного подхода, что позволяет использовать учебник как на аудиторных занятиях, так и при заочной экстернатной форме обучения. Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Текст является фрагментом… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | тезисов | | 2) | реферата | | 3) | выписки | | 4) | аннотации | | | | | ЗАДАНИЕ N 40 (- выберите несколько вариантов ответа) (1)Всего несколько строк. (2)А в них, за ними – целая судьба. (3)Судьба поэта… (4)Как назвать такую судьбу? (5)Странная? (6)Горькая? (7)Стоит ли торопиться с определениями? (8)Не лучше ли пристальней приглядеться к этой судьбе, глубже вникнуть в её суть, в полной мере встающую в путях и перепутьях, которыми проходит от стихотворения к стихотворению живая, отзывчивая, неизменно движущаяся душа поэта? (М.И. Алигер). Верными являются характеристики… | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: | 1) | тип речи – рассуждение | | 2) | выделенное слово употреблено в прямом значении | | 3) | связь предложений – параллельная | | 4) | средство связи 2-го и 3-го предложений – лексический повтор | | | | | |