Современный кадровый менеджмент, обладая определенным заделом в части управленческих технологий, продолжает свою трансформацию, вектор которой определяется как действием общемировых тенденций, так и проявлением особенных социально-экономических, ментальных и региональных факторов. Основываясь на том, что рынок труда сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов ключевых экономических субъектов, выясним, в каком направлении происходит трансформация рынка труда, а именно, со временный рынок труда - это рынок рабочей силы или рынок рабочих мест? Это первый вопрос-тезис. И второй тезис: современный рынок труда - это рынок кандидата на вакантную должность или же рынок труда работодателя, формирующего спросовые характеристики кандидатов. Смена вектора трансформации и актуальные проблемы современного рынка труда представлены на рис. 1.
Рис. 1. Вектор трансформации современного рынка труда
|
|
Далее выделим две ключевые особенности, определяющие современные направления трансформации рынка труда. Во-первых, в 21 веке серьезно изменились представления о персонале организации. Человек (работник) рассматривается не как инструментальное средство достижения определенных экономических и других результатов, а, прежде всего, как цель и ориентир благополучия, социального равновесия, устойчивости и стабильности не только отдельной производственной единицы, но и экономики в целом. Человек как важнейший элемент экономики концентрирует в себе не только функцию активной созидательной деятельности как производителя материальных благ и услуг, но и функцию рационального потребителя, осуществляющего выбор, диктующего условия иновационные идеи для производства и системы управления. Приоритетным фактором экономического развития в условиях общества постиндустриального типа становится человеческий фактор, а материально-вещественные факторы рассматриваются как дополняющие процесс инновационно-индустриального хозяйствования. Ключевые трансформационные тенденции в системе «работник-организация» сводятся к следующим проявлениям. Первое - изменяется как сам работник (в личностном и профессиональном содержании), так и система его найма. Все шире распространяется практика найма сотрудников по договору на условиях выплаты гонорара или по контракту на определенный период. На таких условиях работают обычно самые опытные, мобильные, знающие свое дело и потому наиболее ценные для организации сотрудники. Проблемы свободного найма работников стали особенно актуальными в начале XXI века и нашли отражение в работах Д. Пинка[5], где затрагиваются вопросы обострения конкуренции на рынке индивидуализированного свободного творческого труда. Кроме того, масштабность и доступность телекоммуникационных и компьютерных технологий позволяют эффективно координировать производственный процесс, высвобождая менеджеров среднего звена. Таким образом, современный экономический рост, основанный на техническом прогрессе, трактуется как рост без рабочих мест (joblessgrowth).
|
|
Второе, наряду с повсеместным повышением роли специалистов, изменяется значение и содержание их деятельности. Специалисты сегодня - это, как правило, работники умственного труда, занимающие активную позицию и умеющие принимать управленческие решения в рамках своей компетенции. Поэтому со стороны работодателей возрастают требования к работникам, к их личностным и профессиональным компетенциям.
Третье - происходит трансформация системы взаимоотношений «руководитель-работник». Эти отношения выстраиваются на доверии, взаимопонимании, разграничении функции и ответственности. Возрастает значение демократического стиля руководства, учитывающего потенциал и возможности работников, обеспечивающих достижение конкурентных преимуществ фирмы. Такой подход к управлению персоналом с позиции внутреннего маркетинга получил свое развитие с подачи таких зарубежных исследователей, как Р. Браймер, С. Гронус, Ф. Котлер и др.
Четвертое - изменяется иерархия стимулов и приоритетов: при достойном уровне оплаты на первый план выходит получение удовлетворения от проделанной работы. Привязанность к своей профессиональной деятельности независимо от оплаты труда явно демонстрируют, по крайней мере, в российской практике работники сферы образования, здравоохранения, социального обслуживания. Это можно объяснить не только стремлением к высокой материальной обеспеченности, но и желанием получать моральное удовлетворение от результатов своего труда, выраженного в общественном признании, повышении социального статуса, а также в гибкости условий труда и занятости.
Во-вторых, наблюдается качественное совершенствование социально-трудовых отношений. Новое качество социально-трудовых отношений проявляется на уровне принятия решений в сфере управления персоналом. Социально ответственные компании проводят политику социальной защиты своих работников, решая проблему культуры взаимодействия конкретного работника и представителя работодателя (менеджера, управляющего, исполнительного директора и др.). В этих условиях социальные функции предприятия начинают определять функции экономические, возрастает значение моральных стимулов и мотивации труда, повышается потребность в эффективном управлении персоналом, актуализируются системы участия работников в управлении собственностью и прибылью предприятия. Социально-трудовые отношения в отличие от трудовых отношений охватывают обширный круг процессов и связей, возникающих по поводу участия субъектов экономики (работников, работодателей, профсоюзов, союзов предпринимателей, государства) в общественном производстве. Соответственно рынку труда со свойственными ему нормами, институтами, обеспечивающими воспроизводство рабочей силы и ее использование, сложились социально-трудовые отношения как органическое единство интересов различных сторон трудового взаимодействия. В ходе исторического развития от доиндустриального к постиндустриальному типу общества социально-трудовые отношения трансформировались от стихийно формирующихся до институционально регулируемых, включая условия найма, продолжительность рабочего периода, гарантии занятости, социальные выплаты, программы социального развития и др., то есть на рынке труда формируется предложение соответствующих рабочих мест. С другой стороны, современное производство предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы (уровень квалификации, профессионализм, опыт работы, корпоративные и личностные компетенции). Компетентностный подход становится определяющим при принятии решений в сфере управления человеческими ресурсами организации, поскольку позволяет качественным образом изменить роль трудовых отношений и включить в них человека не как простого исполнителя трудовой функции, а как главное ключевое звено всей цепочки трудовых отношений компании, ориентированной на достижение стратегических целей.
|
|
В структуре управленческих технологий современного менеджмента персонала выделяется три укрупненных блока. Первый блок включает технологии управления персоналом (отбор, расстановка, оценка и адаптация персонала к условиям предприятия), а второй блок технологий связан с управлением мотивацией работников, а третий блок включает инструменты, обеспечивающие развитие персонала организации (обучение, аттестация, карьерное продвижение). Данную структуру можно представить в виде структурно- логической схемы, отражающей методологическое единство используемых технологий в современном кадровом менеджменте (рис. 2).
Если первый и второй блоки управленческих технологий в той или иной мере представлены в системе кадрового менеджмента современных компаниях, то наибольший интерес представляет второй блок, связанный с управлением мотивацией. В структуре перечисленных методов (рис. 2) наибольшее внимание в перспективных компаниях уделяется технологиям управления стимулированием и оплатой труда работников. Современные системы оплаты труда должны быть конкурентоспособными (оплата труда в соответствии со среднерыночными ставками), ориентированными на соблюдение принципов справедливости, гибкими и зависимыми от результатов труда, от развития компетенций персонала и от стратегии компании в целом, а также должны быть прозрачными и формирующими лояльность и вовлеченность персонала.
|
|
Рис. 2. Структура управленческих технологий современного менеджмента персонала[6]
В общую систему управления мотивацией вписываются также методики формирования модели компетенций. Однако ситуация такова, что отсутствуют нормативы формирования модели компетенций, а их разработка является весьма трудоемким и индивидуальным процессом. Традиционно перечень образовательных компетенций определен на основе главных целей системы образования, структурного представления социального опыта и опыта индивида, а также основных видов деятельности учащегося, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Учет компетенций и встраивание их в систему управления мотивацией работников позволит через управление стимулированием труда управлять и формами развития персонала.
Завершенный вид системе управления мотивацией персонала придает оценка мотивации и оценка удовлетворенности трудом[7]. Необходимость проведения оценки мотивации персонала обусловлена, во-первых, потребностью организации в квалифицированных работниках, соответствующих нормам внутренней организационной культуры; во-вторых, тем, чтобы сотрудники, работая в организации, увеличивали нематериальные активы и общую рыночную стоимость компании; в-третьих, чтобы стабилизировать уровень текучести кадров. Существуют различные виды оценки мотивации: оценка компетенций работника, оценка трудовых ситуаций, оценка поведения сотрудника на рабочем месте, оценка результатов деятельности работника.
Оценка удовлетворенности трудом или удовлетворенности персонала как способ формирования текущей информации о состоянии и эффективности организации кадровых процессов позволяет современной организации своевременно корректировать систему мотивации, предотвращать ухудшение результатов работы персонала, а также уменьшать текучесть персонала.
Необходимость разработки и внедрения технологий управления мотивацией и стимулированием труда работников позволит усилить не только мотивацию и сделать процесс управления прозрачным и контролируемым. Например, необходимость разработки алгоритма внедрения системы сбалансированных показателей в российских вузах продиктована потребностью в активизации процессов научно- технологической модернизации российской экономики, с одной стороны, и популяризации научно-технической деятельности среди работников высшей школы - с другой.
Для эффективизации использования потенциала работников организации управление человеческими ресурсами должно стать элементом организационной стратегии каждой компании и быть при этом базовой ее частью. Кадровая политика (КП) должна акцентировать свое внимание на достижении предприятием потенциальных целей развития и сгенерировать систему оценки уровня реализации этих целей. Резюмируя, следует отметить, насколько актуальна задача формирования путем создания управленческой модели, которая позволит увеличить эффективность управления персоналом компании. Система управления персоналом традиционно определяется как полноценная система управления кадровым вектором деятельности организации, ориентированная на решение трех важнейших задач:
- полное оперативное удовлетворение потребностей организации в кадровых ресурсах определенной специализации и уровня квалификации;
- создание и поддержание комплекса институциональных, экономических, а также психологических условий, способствующих наиболее эффективному выполнению работниками возложенных на них обязанностей;
- обеспечение нужного уровня взаимодействия между управлением человеческими ресурсами и другими направлениями менеджмента организации.
Компаративистский обзор эмпирических и теоретических исследований отечественных и зарубежных ученых говорит о неполной разработанности вопросов создания системы управления человеческими ресурсами на основе комплексного прогнозирования и оценки его эффективности на разных фазах[8]. По нашему мнению, одним из основных барьеров на пути создания проектов кадровой политики выступает частичное использование системного подхода к построению системы управления человеческими ресурсами предприятия вообще и процессу ее прогнозирования в частности.
Российские ученые исследуют в основном организационные и управленческие вопросы создания кадровой политики, в то время как ее психологическая, организационная и административно-правовая основы остаются без надлежащего внимания[9]. Не хватает методического расчета и оценки социальной-экономической значимости проектов формирования целостной системы управления человеческими ресурсами на предприятии, а также практических рекомендаций и мероприятий по формированию гармоничных трудовых коллективов, позволяющих достигнуть стратегические и тактические цели развития организации.
Основным условием эффективного существования любого предприятия выступает целостность системы управления человеческими ресурсами. Предприятие может усилить комплексность системы управления человеческими ресурсами за счет усовершенствования взаимодействия институциональных единиц, а также путем изменения акцентов в управлении человеческими ресурсами в зависимости от тех стратегических целей, которые ставит перед собой организация. Эта цель может быть достигнута с помощью проектирования кадровой политики.