Тема 4. Общение и взаимоотношения

СЕМИНАРЫ

по курсу: Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

Тема 2. Взаимодействие как организация совместной деятельности.

1. Анализ акта взаимодействия в социальной психологии.

2. Структура взаимодействия в деятельностной парадигме.

3. Подход к взаимодействию в транзактном анализе Э.Берна.

4. Взаимодействие как организация совместной деятельности.

5. Типы взаимодействия.

6. Исследование конфликта в социальной психологии.

7. Конструктивный и деструктивный конфликт.

8. Структура, функции, динамика конфликта.

9. Модель стилей разрешения конфликтов Томаса-Килмена.

10. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия.

11. Схема Р.Бейлза.

12. Теории «диадического взаимодействия»: использование математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров.

13. Анализ категории взаимодействия в «символическом интеракционизме».

14. Исследование взаимодействия в отечественной психологии.

15. Деятельностный подход к анализу категории взаимодействия.

16. Классификация форм совместной деятельности.

Тема 3. Общение как социально-психологическое явление.

1. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Интеракции и коммуникации.

2. Анализ общения в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

3. Классификации видов общения. Виды и уровни общения. Компоненты общения.

4. Психологические характеристики функций и средств общения.

5. Основные закономерности общения.

6. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.

7. Ролевые позиции в педагогическом общении.

8. Стили общения (традиционные, по Кан-Калику). Стадии общения. Моделирование общения.

9. Планирование коммуникативной структуры взаимодействия.

10. Непосредственное общение.

11. Правила педагогического общения. Психологические барьеры, их устранение. Установление личностного контакта. Правила предъявления педагогического требования. Педагогическое поощрение.

Тема 4. Общение и взаимоотношения.

1. Тренинг педагогического общения по Е.И. Рогову.

2. Особенности общения младших школьников. Игры на знакомство, игры на сплочение школьного коллектива

3. Особенности общения подростков. Ролевая игра «Королевство» Д. Хломова.

4. Особенности общения в старшем подростковом и юношеском возрасте. Тест «Знаете ли Вы юношескую психологию?» Е.И. Рогова. Упражнения и игры на формирование самооценки, межличностные отношения в классе, профориентационные игры и тесты.

5. Социальная психологиям межгрупповых отношений.

6. Межличностное взаимодействие в группе (Особенности принятия группового решения. Ролевые игры «Кораблекрушение», «Катастрофа в пустыне» и др.).

7. Межличностное взаимодействие в паре (Ключевые навыки межличностного взаимодействия. Демонстрационный эксперимент «Решение задач в паре с распределенными ролями». Упражнение «Диллема узника» и др.).

8. Манипулятивное воздействие и навыки противостояния влиянию (Отработка в парах ключевых навыков влияния и противостояния влиянию: аргументация и контраргументация, Я-послание, бесконечное уточнение, техника «испорченной пластинки». Упражнения «Просьба», «Хам в очереди», ролевая игра «Суд» и др.).

9. Самопрезентация и презентация как сторона межличностного взаимодействия (Отработка в парах ключевых навыков самопрезентации и публичного выступления. Упражнение «Обо мне за 1 минуту», ролевая игра «Самопродвижение» по Е.В. Сидоренко, деловая игра: «Прием на работу нового сотрудника» и др.).

10. Виды общения. Вербальное и невербальное общение (Вербальное общение. Упражнение, развивающее навыки вербального общения, «Коллективная сказка». Ролевая игра «Пересказ истории». Невербальное общение (мини-лекция) Упражнения, развивающие навыки невербального общения: «Двойник», «Сложное зеркало». Коммуникативные игры. и др.).

11. Общение как межличностное взаимодействие (Интерактивный компонент общения. Интерактивные упражнения «Рисование в паре», «Последовательное рисование в группе». Игра «Коллективный счет». Групподинамическая техника «Геометрические фигуры» и др.).

12. Влияние общения на поведение людей. (Изучение методики «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» Е.И.Рогова, методики оценки общительности учителя по Е.И. Роговову (тест В.Ф. Ряховского, тест М. Снайдера), методика «Способность педагога к эмпатии» И.М. Юсупова, оценка агрессивности педагога (тест А. Ассингера), методика диагностики межличностных отношений Т. Лири).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: