По учебной практике «Первые дни ребенка в школе». Пояснительная записка

для специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»

Якутск – 2013

Программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) СПО 050146 Преподавание в начальных классах ( углубленной подготовки).

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева».

Разработчики:

Баишева Н.Е., преподаватель ГБОУ СПО «Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева»;

Сергеева С.М., преподаватель ГБОУ СПО «Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева»;

Таркова А.П., преподаватель ГБОУ СПО «Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева»;

Фадеева П.В., преподаватель ГБОУ СПО «Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева»;

Федорова М.Г., преподаватель ГБОУ СПО «Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева».

Рецензенты:

Птицына С.В., заведующая кафедрой мониторинговых исследований ИРО и ПК им. С.Н.Донского II

Фадеева П.В., председатель ЦК преподавателей отделения ПвНК

Утверждено научно-методическим советом ГБОУ СПО ЯПК

В методических указаниях раскрываются цели, задачи, содержание учебной практики «Первые дни ребенка в школе» по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» в соответствии с требованиями ФГОС СПО, содержатся методические рекомендации по выполнению заданий практики.

Цель пособия – оказание методической помощи методистам и студентам.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………….. 4

Организация работы студентов на практике……………………………………………….…6

Календарно-тематический план прохождения практики…………………………….………9

Содержание практики

Тема 1. Организация первых дней обучения в школе……………………….……….…...12

Тема 2. Мотивационная готовность к обучению в школе………………………………...13

Тема 3. Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе………………………16

Тема 4. Социальная готовность детей к обучению в школе………………………………20

Тема 5. Физическая готовность детей к обучению в школе……………………………….24

Литература……………………………………………………………………………….….….26

Приложения……………………………………………………………………………….……27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практика «Первые дни ребенка в школе» является составной частью системы непрерывной подготовки студентов к профессионально-образовательной деятельности. Специалист в области школьного образования должен владеть информацией о проблемах процесса преемственности дошкольного и начального общего образования, об особенностях организации первых дней ребенка в школе по требованиям ФГОС, об уровне готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Готовность к школе как поликомпонентная характеристика интеллектуального, нравственно-волевого, социально-личностного развития старшего дошкольника обеспечивает благоприятный школьный старт, успешную адаптацию в новых условиях и высокую продуктивность обучения. Неподготовленность к школе приводит к серьезным проблемам в овладении учебной деятельностью, психологической перегрузке учащихся и падению интереса к школьному обучению.

Цель практики: «Первые дни ребенка в школе»: обеспечить формирование общих и профессиональных компетенций студентов в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности: ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования и ПМ.03. Классное руководство.

З адачи практики:

1. Познакомить студентов с особенностями организации условий обучения первоклассников в первые дни в школе.

2. Углубить знания студентов в области целей, содержания, средств и методов обучения детей в первом классе начальной школы.

3. Способствовать овладению студентами умениями диагностики и анализа готовности детей к школьному обучению.

4. Развивать у студентов умение анализа собственной деятельности.

В ходе освоения профессионального модуля студенты получат практический опыт:

по ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования:

· наблюдения и анализа первых дней организации обучения, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

· ведения учебной документации;

по ПМ.03. Классное руководство:

· педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

· выбора методов педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;

· составления педагогической характеристики обучающегося;

уметь:

по ПМ.01: протоколировать и анализировать занятия

по ПМ.03: выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты.

Результатом учебной практики будет формирование у студентов общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

по ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

по ПМ 03. Классное руководство:

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.


Организация работы студентов на практике

Для прохождения практики студенты распределяются по базовым школам. Группа делится на подгруппы по 5-6 студентов на один первый класс. В каждой группе выбирается староста из числа студентов, в обязанности которого входит координация деятельности студентов в соответствии с планом деятельности. Каждой группой студентов руководит методист из числа преподавателей и учитель базовой школы, в обязанности которых входит:

Методисты групп:

- осуществляют инструктаж студентов, учителей и других специалистов, привлекаемых для работы с практикантами;

- распределяют студентов на рабочие места, осуществляют методическое руководство и контроль за их педагогической деятельностью;

- наблюдают за работой студентов с детьми, анализируют и оценивают ее совместно с учителями и др. специалистами;

- принимают участие в конференции по итогам практики;

- контролируют ведение документации студентов;

- заполняют журнал практики;

- несут ответственность за выполнение программы практики студентами;

- представляют ведомость на оплату за руководство педагогической практикой работникам базовых ОУ.

Учителя:

- предоставляют студентам возможность для наблюдения за детьми в первые дни школьного обучения (для проведения диагностики готовности к обучению в школе)

- знакомят с планированием учебной и воспитательно-образовательной работы с первоклассниками;

- знакомят с особенностями адаптации ребёнка к школе;

- проводят показательные занятия;

- знакомят с документацией (журналом, личными делами учащихся);

- привлекают к индивидуальной работе с детьми;

- проводят первое родительское собрание;

- составляют отзыв о практике студентов (на группу).

Студенты:

- знакомятся с организацией первых дней обучения детей в школе;

- наблюдают и анализируют деятельность, поведение и общение учащихся на занятиях, на переменах, анализируют выполнение заданий учащимися: отмечают их активность на уроке, результативность деятельности, подготовленность к решению поставленных задач, самостоятельность в выполнении заданий; на перемене продолжают наблюдение за учащимися, проводят с ними беседу.

- проводят беседу: с учителем об образовательных задачах, программе и особенностях организации обучения первоклассников в первые дни в школе; с учащимися и их родителями о состоянии здоровья детей, желании и мотивах учения, особенностях воспитания в семье и т.д.

- исследуют готовность первоклассников к обучению в школе: проводят диагностику, обрабатывают и интерпретируют ее результат, составляют психолого-педагогическую характеристику готовности ребенка к обучению в школе;

- изучают и анализируют предметно-развивающую среду класса и школы;

- в дневнике ведут протокол занятий, дают письменный анализ и оценку дня в соответствии с анализируемой темой и целью, формулируют предложения по решению проблемных вопросов;

- принимают участие в конференции по итогам практики, предоставляют документацию по практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: