Методы прогнозирования делят на две группы:
1. Общие методы прогнозирования
2. Специфические методы прогнозирования
К общим методам прогнозирования относят статистические методы (среднегодовые темпы роста , где:
- – среднегодовой темп роста;
- n – число уровней ряда (количество лет);
- Р к – показатель конечного уровня ряда динамики;
- Р н - показатель начального уровня ряда динамики.
Ограничения по использованию данного метода:
1. Фактическое значение периода основания прогноза должно иметь установленную тенденцию к возрастанию или убыванию.
2. Цепные темпы роста исследуемого показателя на протяжении всего исследуемого периода должны иметь тенденцию к постоянству.
3. В перспективном периоде не ожидается изменений факторов, которые могут оказать существенное влияние на уровень и характер изменения прогнозного периода.
Строятся однофакторные и многофакторные модели. Метод наименьших квадратов (Задача заключается в нахождении коэффициентов линейной зависимости, при которых функция двух переменных а и b F (a,b) = (yi – (axi + b))2 принимает наименьшее значение) и корреляционно-регрессионный анализ.
|
|
Однофакторные модели – кривые роста:
- Прямая Y(t) = a+bt
- Парабола Y(t) = a+bt =ct2
- Гипербола Y(t) = a +b/t
- Степенная
- Показательная
- Логарифмическая
- Кривая Джонсона
- Модифицированная экспонента
Многофакторные модели:
- линейная функция
- степенная функция
Yn = a+
Yn = a xb1xb2….xbn
Специфические методы прогнозирования грузовых перевозок.
Прогнозирование ко коэффициенту перевозимости. Характеризует долю перевозимой продукции в объеме производства и определяется делением количества перевозимых грузов к объему производства или добычи продукции.
На остове ТЭБа (балансовый метод). ТЭБ – система показателей, отражающих за отчетный или перспективный период по определенной номенклатуре по предприятиям, отраслям экономики, отдельным регионам ив целом по стране размещение ресурсов и потребность в них, вытекающие из материальных балансов (материальный баланс), а также необходимые для реализации возникающих при этом экономических связей, межрегиональные и внутрирегиональные перемещения (транспортный баланс). Это распределение материальных ресурсов по статьям затрат, специфический метод планирования грузовых перевозок. Основан на бухгалтерском балансе: с одной стороны ресурсы, с другой – потребности. Каждая часть имеет свое содержание. Весь ТЭБ состоит из двух разделов:
1. материальный,
2. транспортный.
Если левая часть (ресурсная) больше распределения, баланс имеет положительное значение. Транспорт работает по отправлению и ТЭБ составляется по отправлению. Если левая часть меньше правой (нужно больше, чем добываем), то баланс отрицательный и транспорт работает на прибытие и ТЭБ составляется по прибытию. Баланс по прибытию и отправлению имеет одинаковое содержание.
|
|
По прибытию строится, если производство меньше потребления. Столбцы в таблице меняются местами: слева – потребление, справа – ресурсы. Добавляется строка ввоз продукции из других регионов (в правый столбец), чтобы баланс по производству равен был балансу по потреблению.