Методы прогнозирования делят на две группы:
1. Общие методы прогнозирования
2. Специфические методы прогнозирования
К общим методам прогнозирования относят статистические методы (среднегодовые темпы роста , где:
- – среднегодовой темп роста;
- n – число уровней ряда (количество лет);
- Р к – показатель конечного уровня ряда динамики;
- Р н - показатель начального уровня ряда динамики.
Ограничения по использованию данного метода:
1. Фактическое значение периода основания прогноза должно иметь установленную тенденцию к возрастанию или убыванию.
2. Цепные темпы роста исследуемого показателя на протяжении всего исследуемого периода должны иметь тенденцию к постоянству.
3. В перспективном периоде не ожидается изменений факторов, которые могут оказать существенное влияние на уровень и характер изменения прогнозного периода.
Строятся однофакторные и многофакторные модели. Метод наименьших квадратов (Задача заключается в нахождении коэффициентов линейной зависимости, при которых функция двух переменных а и b F (a,b) = (yi – (axi + b))2 принимает наименьшее значение) и корреляционно-регрессионный анализ.
|
|
Однофакторные модели – кривые роста:
- Прямая Y(t) = a+bt
- Парабола Y(t) = a+bt =ct2
- Гипербола Y(t) = a +b/t
- Степенная
- Показательная
- Логарифмическая
- Кривая Джонсона
- Модифицированная экспонента
Многофакторные модели:
- линейная функция
- степенная функция
Yn = a+
Yn = a xb1xb2….xbn
Специфические методы прогнозирования пассажирских перевозок.
Гравитационные модели. Существует несколько их разновидностей, но структура расчетных формул этих моделей аналогична гравитационной формуле Ньютона. Пассажирооборот между двумя пунктами определяется следующим образом:
Т1,2 = R(S1S2)/W1,2, где
R - эмпирический коэффициент
S – численность населения соответствующих населенных пунктов
W- расстояние между этими пунктами
Модель Бьеркмана – согласно этой модели темп прироста перевозок определяется как произведение 3х составляющих: темпа роста населения, темпа роста его покупательной способности и темпа роста улучшения качества предоставляемых транспортных услуг.
Прогнозирование по коэффициенту подвижности:
- общетранспортный = (ПО/Ч)
- транспортный = (Объем перевозок/Ч).
10. Производственное планирование на автотранспортном предприятии.
Включает в себя:
1. Годовой план перевозок
2. Планирование по эксплуатации подвижного состава
3. Планирование ТО и ремонта
4. Планирование МТО
5. Планирование потребности в персонале
6. Планирование амортизационных отчислений
7. Планирование затрат
8. Планирование величины тарифа.
|
|
Составление плана транспортного предприятия на текущий или перспективный период включает этапы:
1. описание производственной структуры предприятия: номенклатура транспортных услуг (виды перевозок), основные заказчики, требования к отдельным видам перевозок, условия эксплуатации подвижного состава, производственно-техническая характеристика парка подвижного состава.
2. расчет производственной программы по эксплуатации для имеющегося парка подвижного состава в разрезе номенклатуры оказываемых транспортных услуг: расчет технико-эксплуатационных показателей работы транспортных средств по маркам подвижного состава и в целом по парку, расчет показателей производственной базы предприятия по маркам подвижного состава и в целом по парку, расчет показателей производительности подвижного состава по маркам подвижного состава и в целом по парку, расчет планового объема перевозок – на его основе рассчитывается остальные показатели.
3. определение потребности предприятия в транспортных средствах,
- сравнение провозной способности предприятия с прогнозным объемом потребностей рынка транспортных услуг на занятых предприятием сегментах рынка,
- оценка эффективности использования различных марок и моделей транспортных средств на занятых предприятием сегментах рынка,
- выбор и закрепление марок и моделей транспортных средств за определенными сегментами рынка,
- определение количества транспортных средств, требующихся под прогнозные потребности на сегментах рынка,
- сравнение требующегося количества транспортных средств по каждой марке и модели на прогнозные объемы потребностей в перевозках с имеющимся на предприятии парком подвижного состава с учетом выбытия по техническому состоянию или экономической целесообразности,
- выявление дефицита или избытка имеющегося парка подвижного состава по каждой позиции из номенклатуры оказываемых транспортных услуг,
- определение технической возможности экономической эффективности и достаточности удовлетворения потребности в дополнительных транспортных средствах дефицитных видов за счет избытка других марок и моделей подвижного состава,
- установление потребностей предприятия в дополнительных транспортных средствах по каждой марке и модели и финансовых ресурсах на их потребление.
4. расчет производственной программы по ТО и ремонту транспортных средств: нормы и нормативы пробега от первого до второго ТО и до кап ремонта; норматив простоя в ТОиР; количество ТОиР по группам ТС;
- установление нормативов трудоемкостей первого и второго ТО, текущего и капитального ремонта транспортных средств по маркам,
- определение значений коэффициентов корректировки нормативов, периодичности и трудоемкости ТО и ремонта подвижного состава,
- расчет трудоемкостей технического обслуживания и ремонта по группам транспортных средств и в целом по парку на плановый период.
5. определение потребностей предприятия в материальных ресурсах: норма расхода топлива и ГСМ, пробега, затрат на запчасти, агрегаты по видам ПС; общий расход топлива по маркам ТС и в целом по парку, включая расход на пробег, транспортную работу, гаражные нужды; расчет требуемого числа шин и затрат на их ремонт, на агрегаты, запчасти и ремонтные материалы;
- определение поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива, эксплуатационного пробега шин по маркам транспортных средств,
- определение размеров производственных запасов, материальных ресурсов и затрат по видам ресурсов и маркам подвижного состава и в целом по парку.
6. определение потребности предприятия в персонале: ФРВ персонала; численность водителей, ремонтных и обслуживающих рабочих по группам ТС; численность АУП; часовые тарифные ставки с учетом начислений; расчет ФОТ АУП.
|
|
7. определение суммы амортизационных отчислений по основным средствам предприятия:
- установление значений первоначальной восстановительной или остаточной стоимости основных средств предприятия,
- определение срока полезного использования основных средств предприятия,
- определение метода начисления амортизации для целей бухгалтерского учета,
- определение метода начисления амортизации для целей налогового учета,
- установление норм амортизационных отчислений по основным фондам предприятия,
- установление корректирующих коэффициентов к нормам амортизации по основным фондам предприятия,
- расчет сумм амортизационных отчислений по транспортным средствам и производственно - технической базе предприятия.
8. формирование производственного бюджета транспортного предприятия на плановый период: затраты на ресурсы и их запасы; затраты на оплату труда произв персонала; сумма амортизационных отчислений; накладные расходы и их структура; смета затрат и калькуляции себестоимости услуг.
9. формирование бюджета продаж транспортных услуг на плановый период: тариф на перевозку по видам ТС, направлениям и видам грузов; объем и выручка от реализации услуг на плановый период.
10. планирование финансовых показателей деятельности транспортного предприятия:
- определение сумм производственных расходов и доходов предприятия,
- определение сумм внереализационных доходов и расходов предприятия,
- определение сумм операционных доходов и расходов предприятия,
- определение структуры и суммы налогов, уплачиваемых транспортным предприятием,
- расчет показателей прибыли по видам деятельности ив целом по предприятию,
- расчет показателей рентабельности предприятия,
- расчет чистой прибыли предприятия.
Организация планирования на автотранспортного предприятии предполагает определение технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава, проектирование материально-технического снабжения, определение экономических показателей деятельности предприятия, включающих показатели себестоимости, доходности, прибыли и рентабельности предприятия.
|
|