Аддитивная и мультипликативная модели прогнозирования перевозок

Простейший подход к моделированию сезонных колебаний – это расчет значений сезонной компоненты методом скользящей средней и построение аддитивной или мультипликативной модели временного ряда.

Общий вид аддитивной модели следующий

Y = T + S + E (9.2)

Эта модель предполагает, что каждый уровень временного ряда может быть представлен как сумма трендовой (T), сезонной (S) и случайной (E) компонент.

Общий вид мультипликативной модели выглядит так:

Y = T · S · E (9.3)

Эта модель предполагает, что каждый уровень временного ряда может быть представлен как произведение трендовой (T), сезонной (E) и случайной (E) компонент.

Выбор одной из двух моделей осуществляется на основе анализа структуры сезонных колебаний. Если амплитуда колебаний приблизительно постоянна, строят аддитивную модель временного ряда, в которой значения сезонной компоненты предполагаются постоянными для различных циклов. Если амплитуда сезонных колебаний возрастает или уменьшается, строят мультипликативную модель временного ряда, которая ставит уровни ряда в зависимость от значений сезонной компоненты.

Построение аддитивной и мультипликативной моделей сводится к расчету значений T, S и E для каждого уровня ряда.

Процесс построения модели включает в себя следующие шаги.

1. Выравнивание исходного ряда методом скользящей средней.

2. Расчет значений сезонной компоненты S

3. Устранение сезонной компоненты из исходных уровней ряда и получение выровненных данных (T + E) в аддитивной или (T · E) в мультипликативной модели.

4. Аналитическое выравнивание уровней (T + E) или (T · E) и расчет значений T с использованием полученного уравнения тренда.

5. Расчет полученных по модели значений (T + E) или (T · E).

6. Расчет абсолютных и/или относительных ошибок. Если полученные значения ошибок не содержат автокорреляции, ими можно заменить исходные уровни ряда и в дальнейшем использовать временной ряд ошибок E для анализа взаимосвязи исходного ряда и других временных рядов.

7. Годовой план транспортного предприятия.

Основой производственного планирования является годовой план перевозок. Работа по составлению годового плана производится в 2 этапа:

- предварительный

- окончательный

Предварительный план разрабатывается на основе информации: развитие предприятия, итоговая работа предприятия за предыдущий период, изменения в экономике страны (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), изменение численности населения, уровня тарифов, развития перевозок грузов и почты, на основе заявок от местных организаций на использование транспорта, содержание расписания.

Пассажирские перевозки. Планы разрабатываются для предприятий двух типов:

- транспортные компании, обслуживающие на линиях

- транспортные компании остановочных пунктов.

На железнодорожном транспорте. Целью деятельности дирекции по обслуживанию пассажиров на ж/д транспорте является обеспечение потребности в перевозках ж/д транспорта в обслуживаемых регионах. Для достижения данной цели осуществляются следующие виды деятельности:

- Перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа ж/д транспортом общего пользования по территории России и в международном сообщении

- Оформление и продажа ж/д билетов на пасс поезда

- Оказание услуг по хранению багажа

- Оказание услуг пассажирам поездам дальнего следования

- Организация туристических перевозок

- Текущее содержание, ремонт, техническое обслуживание и эксплуатации пассажирского ж/д подвижного состава.

- Информационная и рекламно-издательская деятельность

- Оказание информационных, маркетинговых и сервисных услуг

Транспортные компании, обслуживающие на линиях. План по каждой линии устанавливает ее название, протяженность, количество рейсов, пассажировместимость рейсов, их наполнение, среднюю дальность, количество перевозимых пассажиров и пассажирооборот.

Также указывается список парка подвижного состава по типам, изменение подвижного состава (поступило/выбыло), среднесписочное количество подвижного состава.

Окончательный план. Предварительный вариант плана согласовывается с вышестоящими для предприятия органами управления и с местными органами власти.

Для этого предварительный вариант направляется в соответствующие организации для получения замечаний, на их основе дорабатывается, затем утверждается и подписывается.

Утвержденный руководителем годовой план разбивается по кварталам и месяцам.

Годовой план – краткосрочный план, являющейся составной частью перспективных планов.

Годовые планы имеют следующее содержание:

- общий объем перевозок, в т.ч. по установленной номенклатуре

- общий объем перевозок в универсальных и специализированных контейнерах

- объем перевозок пассажиров и пассажирооборот

- доходы от перевозок

Исходной информацией для составления годового плана является:

- прогноз объемов перевозок грузов и пассажиров

- реальные результаты выполнения плана

- расписание, действующее в течение года

- грузооборот

- пассажирооборот

- средняя дальность перевозок

Доход по перевозкам определяется исходя из плана за перевозки грузов, пассажиров, почты, багажа и плат, взымаемых с грузоотправителей за оказанные в процессе перевозки услуги.

Методы производственного планирования:

Нормативный метод, суть которого заключается в том, что на предприятии в процессе планирования применяется единая система норм и нормативов (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.).

Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия посредством составления балансов производственной мощности, рабочего времени, материального, энергетического, финансового и других, а также между разделами плана (например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы – с численностью работающих).

Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, устанавливаются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базовым уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Разновидностью графоаналитических методов являются сетевые графики, с помощью которых моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, таким как реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.

Программно-целевые методы помогают составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной (генеральной) целью и приуроченных к определенным срокам. Программа характеризуется нацеленностью на достижение конечных результатов с помощью конкретных исполнителей, которые наделяются необходимыми ресурсами.

Как правило, при планировании на предприятии одновременно применяется не какой-либо один метод, а весь их комплекс.

Годовой план разрабатывается в следующей последовательности:

1. описание производственной структуры предприятия,

2. расчет производственной программы по эксплуатации для имеющегося парка подвижного состава в разрезе номенклатуры оказываемых транспортных услуг,

3. определение потребности предприятия в транспортных средствах,

4. расчет производственной программы по ТО и ремонту транспортных средств,

5. определение потребностей предприятия в материальных ресурсах,

6. определение потребности предприятия в персонале,

7. определение суммы амортизационных отчислений по основным средствам предприятия,

8. формирование производственного бюджета транспортного предприятия на плановый период,

9. формирование бюджета продаж транспортных услуг на плановый период,

10.планирование финансовых показателей деятельности транспортного предприятия,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: