Билет 12. Сущность рынка и его функции

Рынок – это соц механизм, связывающий покупателей и продавцов.

Рынок – это совокупность товарно-денежных отношений, выраженная в сделках типа купля-продажа, не зависимо от места заключения и формы торговых сделок.

Предпосылки для существования рынка:

1) Разделение труда

2) Частная собственность на средства производства (на ресурсы) и продукты производства.

Процессы на рынке:

- возмещение затрат продавца и получение им прибыли;

- удовлетворение потребностей покупателей;

- добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой;

- учёт и общая оценка реализуемых благ;

- перераспределение доходов в пользу лучших хозяйствующих субъектов.

Основные элементы рынка: спрос + предложение + цена + экономическая конкуренция.

Оптимальные условия для функционирования рынка:

1. Вход на рынок и выход из него должен быть свободным

2. Наличие свободных ресурсов и свободное их использование

3. Свободный доступ к рыночной информации

4. Отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании

Субъекты (участники) рынка: физ лица + юр лица + гос-во.

Экономические субъекты связаны между собой с помощью благ и денег, и образуют экономический кругооборот.

По часовой стрелке - финансовые потоки, против часовой – материальные блага.

Равновесие – это когда доходы равны расходам.

Цель домохозяйств: максимизация полезности.

Цель предпринимателей: максимизация прибыли.

Рынок ресурсов вторичен (производен) по отношению к рынку товаров.

Классификация рынков по законодательству:

1) Легальный

2) Нелегальный: криминальный + серый (подделки) + чёрный (без налогов) + розовый (использование благ, связей и привилегий).

Классификация рынков по степени конкуренции:

· Совершенная конкуренция

· Монополистическая конкуренция

· Олигополия

· Монополия

· Олигопсония

· Монопсония

· Дуополия

· Дуопсония

· Двусторонняя монополия

· Двусторонняя олигополия

Классификация с позиции территории:

- местный рынок (село, город);

- внутренний (национальный);

- внешний (мировой).

Классификация по организации обмена:

- оптовый;

- розничный;

- экспортный;

- импортный.

Классификация по степени вмешательства гос-ва:

- неразвитый рынок;

- свободный;

-регулируемый;

- деформированный.

Границы и масштабы развития рынка: развитие рыночных отношений приводит к повышению производительности труда, снижению производственных затрат, увеличение трансакционных издержек.

Трансакционные издержки – это расходы, связанные с поиском информации, поиском партнеров, с ведением переговоров, измерением свойств товара, защита прав собственности на товары.

ФУНКЦИИ РЫНКА:

1) Интегрирующая (соединяет сферы производства и потребления).

2) Регулирующая (что, когда, сколько производить?).

3) Стимулирующая (рынок провоцирует развитие НТП).

4) Ценообразующая (спрос + предложение).

5) Контролирующая (позволяет установить, на сколько производство удовлетворяет потребности общества).

6) Информационная (ассортимент, цены).

7) Посредническая (встреча продавца и покупателя).

8) Функция экономичности.

9) Реализация интересов рыночных субъектов.





Подборка статей по вашей теме: