double arrow

Лингвистическая экспертиза

Нередки случаи, когда вслед за проведенной фоноскопической экспертизой фонограмм возникает необходимость в проведении лингвистической экспертизы текстов, содержащихся на них, и наоборот, решение ряда вопросов лингвистической экспертизы не представляется возможным без проведения фоноскопической (по материалам устной речи) или автороведческой (по материалам письменной речи) экспертиз. Поэтому производство лингвистических экспертиз в ЭКП ОВД организовано на базе функционирующих фоноскопических лабораторий в субъектах РФ.

Объектами судебной лингвистической экспертизы являются устные или письменные тексты. Письменные тексты - публикации в периодической печати, печатная или рукописная продукция массового распространения агитационного или информационного содержания, книги или брошюры научно-популярного или общественно-политического содержания, надписи и другие тексты, зафиксированные на бумажных, фото- или видеоносителях. Устные тексты - выступления на митингах, собраниях, интервью, переговоры, сообщения и другие тексты, зафиксированные на аудионосителях. Лингвистические экспертизы по устным текстам назначаются, как правило, тогда, когда интересующее лицо не отрицает факт разговора, однако утверждает, что речь о чем-либо противозаконном не шла, и у следственных органов имеется потребность в выявлении наличия в тексте речевых деликтов и их интерпретации. По письменным текстам лингвистические экспертизы обычно назначаются тогда, когда требуется прояснение смысла текста либо выявление в тексте признаков экстремизма.

Предмет лингвистической экспертизы - установление фактических данных при изучении экспертом содержания текста на предмет наличия (отсутствия) информации о событиях и ситуациях, оценки лица или группы лиц, их свойств и действий, побуждения к действию в речевом акте, а также определения социального статуса коммуникантов в различных ситуациях коммуникации с использованием специальных знаний.

Устные или письменные тексты могут быть исследованы в различных аспектах, и в зависимости от поставленной перед экспертом конкретной задачи определяется предмет исследования. Если текст исследуется как носитель информации о событиях и ситуациях, то предметом анализа является денотативный компонент текста; если выявляются оценочные характеристики лица или группы лиц либо свойств и действий лица или группы лиц, то предметом анализа является оценочный компонент текста; если проводится анализ речевого акта, то предметом исследования является иллокутивный компонент текста; если проводится анализ текста как речевого события, имеющего место при тех или иных обстоятельствах, то предметом анализа является экстралингвистический компонент текста.

При характеристике объекта (текста) выделяются следующие группы признаков:

- текстовые признаки: структура, функциональный стиль, подготовленность, цельность, связность, соответствие определенному шаблону, степень экспликации замысла, функционально-прагматические характеристики, форма языковой репрезентации, тема текста и др.;

- синтаксические признаки: разноуровневые синтаксические связи в простом предложении (подчинительная, сочинительная, предикативная, детерминантная), синтаксические связи в осложненном предложении, в сложном предложении, синтаксические отношения, смысловые отношения (логические основания), характеристика членов предложения с точки зрения структуры (синтаксические функции) и с точки зрения семантики (компоненты пропозиции);

- лексические признаки: понятийный компонент значения слова (объем и содержание понятия), коннотативный компонент, семная структура слова, лексические оппозиции как основа семантических групп (синонимы, омонимы, антонимы), наличие многозначности слова, прямого и переносного значения слов;

- морфологические и морфемные признаки: способы словоизменения и словообразования, средства выражения грамматического значения слов (грамматические формы), способы выражения грамматического значения (аффиксация, супплетивизм, переход из одной части речи в другую);

- паралингвистические признаки (для устных текстов): речевокальные характеристики голоса, просодия, артикуляционные признаки (четкость-смазанность артикуляции, темп и др.);

- экстралингвистические характеристики: характер взаимодействий коммуникантов (стимул-реакция, иерархия отношений), условия (время, место), канал связи коммуникантов, коммуникативные стратегии и тактики, характер эмоций; функционально-ролевая характеристика партнеров статусно-маркированных ситуаций.

Выявление и оценка имеющихся в тексте лингвистических признаков, характеризующих различные компоненты текста, а также диагностика признаков, характеризующих коммуникативную ситуацию создания и воспроизведения текста, проводится при помощи следующих методов:

- методом аудитивного анализа проводится исследование голоса и речи участников разговоров (интонационное оформление высказываний, тон и манера речи);

- методом компонентного анализа определяется семный состав слов;

- методом концептуального анализа для интерпретации смысла текста определяются вербальные представители ключевого понятия;

- методами семантико-синтаксического и лексико-семантического анализов проводится определение значения слов, словосочетаний, предложений в контексте высказывания и сверхфразового единства;

- методом авторизации текста проводится атрибуция высказываний в устных текстах, содержащих исследуемый семантический компонент значения, по принадлежности говорящему;

- методом анализа структурной организации текста выявляются и описываются структурные единицы текста, их границы и способы оформления, определяется в общем виде взаимодействие коммуникантов, характеризуется целостность и связность текста;

- методом анализа коммуникативной организации текста проводится актуальное членение текста, определяется тип тема-рематической структуры и коммуникативного регистра, анализируется тематическая прогрессия (смена и развитие тем), иерархическая сопряженность отдельных тематических блоков;

- методом анализа пресуппозиций определяется общий компонент знаний для говорящего и слушающего;

- методом анализа пропозиций (логико-грамматическим) определяется логическая основа семантической структуры предложения (предикат с набором актантов), а также анализируются пропозициональные установки;

- методом контент-анализа определяется количественная оценка содержания коммуникативных единиц (при мягком варианте контент-анализа учитываются имплицитные вхождения коммуникативных единиц и их оценочная составляющая: положительная, отрицательная или нейтральная);

- методом лингвостилистического анализа стилистических ресурсов выявляются единицы языка, передающие различные коннотации (оценку, эмоции и др.) в процессе их реализации в конкретном тексте;

- методом функционально-стилистического анализа проводится определение (в общем виде) функционально-стилевой принадлежности текстов, а также функционально-стилевых характеристик речи участников разговоров и обусловленности текста сферой речевого общения;

- методом функционально-прагматического анализа определяется иллокутивная функция высказывания и тип речевого акта;

- методом грамматического анализа предложений, входящих в семантико-синтаксическую структуру высказывания, выявляется грамматическое значение на морфологическом и синтаксическом уровнях.

В соответствии с постановлением о назначении экспертизы эксперт определяет предмет исследования лингвистической экспертизы - компонент текста, подлежащего лингвистическому анализу, и выбирает путь решения экспертной задачи, соответствующий предмету.

Для удобства в работе следователей, назначающих лингвистическую экспертизу, и экспертов, проводящих ее, а также для предотвращения смешения юридических и лингвистических понятий и, как следствие, выхода за рамки компетенции экспертов-лингвистов, был разработан комплекс вопросов, соотносимых с ключевыми понятиями статей УК *(71). Кроме экспертного обеспечения мероприятий по противодействию экстремистской деятельности, в рамках производства лингвистических экспертиз текстов выявляются составные элементы таких понятий, как угроза, вовлечение, вымогательство, принуждение, сговор, оскорбление, незаконный оборот наркотиков, драгоценных металлов, а также определяются роли и функции коммуникантов в различных ситуациях общения (что особенно актуально, например, при расследовании уголовных дел в отношении членов организованной преступной группы) и т.д.

В настоящее время при производстве лингвистических экспертиз в ЭКП ОВД эксперты используют "Типовую методику лингвистической экспертизы", которая была разработана в ЭКЦ МВД России в 2007 г. и утверждена ученым, методическим и редакционно-издательским советами ЭКЦ МВД России. В типовой методике предлагаются пути решения экспертных задач, ставящихся перед экспертами-лингвистами с целью выявления содержащейся в тексте криминалистически значимой информации с применением соответствующих лингвистических методов, описывается последовательность действий эксперта, приводятся варианты возможных выводов и их примерные формулировки при решении следующих вопросов:

1. Имеются ли в тексте, представленном на исследование, признаки маскировки его содержательных элементов? Если да, то можно ли определить значения скрытых элементов текста либо их характеристики? Например, по ст. 191, 228 УК (ключевые понятия статей - незаконное производство, сбыт или пересылка веществ или товаров).

2. Идет ли в представленных разговорах речь о сбыте наркотических средств? Например, по ст. 228 УК (ключевые понятия статьи - незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств).

3. Имеются ли в представленном тексте признаки вербальной агрессии в форме угрозы? Например, по ст. 110, 119, 120, 131, 162, 163, 179, 213, 221, 226, 227, 229, 240, 296, 302, 318, 321, 333 УК (ключевые понятия статей - угрозы, вымогательство).

4. Имеются ли в представленном тексте признаки побуждения к каким-либо действиям? Если да, то каковы роли и функции собеседников в представленной на фонограмме речевой ситуации и о каких действиях и их субъектах, событиях и их участниках, а также обстоятельствах действий или событий идет речь? Например, по ст. 150, 151, 163, 221, 226, 229, 230, ч. 2 ст. 239, 240, 280, 282, 304, 354 УК (ключевые понятия статей - призывы, пропаганда, подстрекательство, провокация, вовлечение, склонение, вымогательство).

5. Каковы роли и функции собеседников в представленной на фонограмме речевой ситуации и о каких действиях и их субъектах, событиях и их участниках, а также обстоятельствах действий или событий идет речь? Например, по гл. 7 УК (ключевое понятие - соучастие в преступлении).

6. Имеются ли в представленных текстах высказывания, в которых негативно оценивается человек или группа лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии? Например, по ст. 282 УК (ключевые понятия статьи - возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства).

7. Содержатся ли в представленных текстах высказывания, в которых идет речь о преимуществе одного человека или группы лиц перед другими людьми по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии? Например, по ст. 282 УК (ключевые понятия статьи - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

8. Имеются ли в представленных текстах высказывания, содержащие положительную оценку враждебных действий одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии? Например, по ст. 282 УК (ключевые понятия статьи - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

9. Имеются ли в представленных текстах высказывания побудительного характера, призывающие к враждебным действиям одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии? Например, по ст. 280 УК (ключевые понятия статьи - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности).

10. В какой коммуникативной ситуации реализован данный текст? Имеются ли в представленном тексте высказывания, в которых в данной коммуникативной ситуации негативно оценивается гр. К? Например, по ст. 130 УК (ключевое понятие статьи - оскорбление).

11. Имеются ли в представленном тексте высказывания, в которых получили речевое выражение какие-либо факты действительности или положение дел, имеющие отношение к гр. К и выражающие негативную оценку его деятельности? Если да, то в какой форме (утверждения, предположения) они представлены? Имеются ли ссылки на какой-либо источник информации? Например, по ст. 129 УК (ключевое понятие статьи - клевета).

12. Идет ли речь в представленных на исследование разговорах о передаче денежных средств от одного собеседника другому? Каковы речевые указания на назначение этих денежных средств? Например, по ст. 290 УК (ключевое понятие статьи - взятка).

Литература

Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. М., 2003.

Баранов, А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учеб. пособие / А.Н. Баранов. М., 2007.

Баранов, А.Н. Методические рекомендации по исследованию текстов для выявления призывов к осуществлению экстремистской деятельности: методич. рекомендации по интерпретации смысла призывов (типовая методика) / А.Н. Баранов, О.Г. Грунченко, И.Б. Левонтина; под ред. Л.П. Крысина. М., 2008.

Безяева, М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка: Волеизъявление и выражение желания говорящего в русском диалоге / М.Г. Безяева. М., 2002.

Москвин, В.П. Эвфемизмы в лексической системе современного русского языка / В.П. Москвин. М., 2007.

Падучева, Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью / Е.В. Падучева. М., 2004.

Падучева, Е.В. О семантике синтаксиса / Е.В. Падучева. М., 2007.

Потапова, Р.К. Язык, речь, личность / Р.К. Потапова, В.В. Потапов. М., 2006.

Русская грамматика. / отв. ред. Н.Ю. Шведова. М., 1982. Т. I, II.

Филиппов, К.А. Лингвистика текста / К.А. Филиппов. СПб., 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: