Что касается когнитивных способностей, существует хорошо обоснованная схема, которой можно воспользоваться для характеристики человека. I la самом общем уровне в згой схеме располагается общий интеллект, или фактору, называемый иногда общими умственными способностями. Необходимость введения такого понятия, как общий интеллект, была выявлена много дет назад, когда исследователям потребовалось описать умственные способности человека. В начале нашего века, когда были сопоставлены результаты выполнения широкого спектра интеллектуальных задач, стало ясно, что люди, успешно выполнявшие один тип задании (например, задания со словами), как правило, хорошо выполняли и другие задания, даже явно отличающиеся от первых (например, с числами или фигурами). Другими с./ювам и, оказадось, что существуют некоторые общие способности обрабатывать информацию, не являющиеся полностью специфическими для данного типа обрабатываемой информации. Все же было также ясно, что в некоторой степени люди неодинаково проявляли сильные и слабые стороны, обрабатывая разные виды информации; так, некоторым хорошо давались задания с числами, а другие лучше справлялись с вербальным материалом.
Теория для объяснения таких результатов была первоначально предложена Бертом (Bint, 1940) н разработана Верноном (Vernon, 1961). В этой теории имеют значение и общие умственные способности, и специфические факторы (рис. 2.1). Подобные результаты исследований позволили Сгшрмсну предложить теорию двух факторов
28 ■ Глава 2. Различия между людьми
структуры интеллекта (Spearman, 1927). По существу, в теории предполагалось, что существует фактор общего интеллекта — фактор g, а также целый спектр специфических факторов, которые в совокупности объясняют общую способность людей обрабатывать информацию, а также дифференциацию их способностей в различных специфических сферах. Общий интеллект (g) определяет корреляцию, существующую между результатами выполнения различных типов заданий, тогда как более специфические способности объясняют тот факт, что никто не может выполнять все задания одинаково хорошо или одинаково плохо. Общий интеллект занимает высшую ступень иерархии, включающей также несколько уровней специфических факторов. Выполнение умственных (когнитивных) задач определяется сочетанием g и факторов, расположенных на схеме ниже него. Такая структура когнитивных способностей человека оказалась весьма жизнеспособной и все еще используется в качестве базовой в прикладной психологии, особенно психологами, работающими в кадровой сфере.
Существуют другие подходы к интеллектуальным функциям человека. Один из наиболее признанных альтернативных подходов подчеркивает, что для того, чтобы разумно справляться с повседневной жизнью, человеку требуется успешно решать проблемы, сильно отличающиеся от относительно четко очерченных и чисто интеллектуальных задач, которые составляют типичный тест уровня интеллекта. Стенберг и Вагнер (Sternberg and Wagner, 1986) и другие исследователи используют термин «практический интеллект», обозначающий тип мышления, необходимый для функционирования в повседневной жизни. Организовать неформальное или профессиональное мероприятие, выбрать и купить лучший из многих товаров, запланировать путешествие — все это примеры деятельности, требующей интеллектуального поведения. Требующееся поведение широко разнообразно и связано с социальными и эмоциональными факторами. Одной из важнейших характеристик практического мышления является то, что оно неразрывно связано с повседневным опытом и играет важную роль при решении задач повседневной жизни (Scribner, 1986). Ему прямо противоположны по характеру абстрактные и изолированные задачи, входящие в типичные тесты интеллекта (рис. 2.2).
Сторонники теории практического интеллекта утверждают, что типу мышления, необходимому в реальной жизни, присущи некоторые принципиально важные характеристики, которые не поддаются определению с помощью письменных тестов. Вероятно, эта точка зре-
Индивидуальные различия ■ 29
Практический интеллект1 Тесты интеллекта
• Дать клиенту сдачу • Арифметические операции
• Сбор составных частей • Предвосхищение следующего элемента
• Проведение инвентаризации в последовательности
• Подбор аналогий
Рис. 2.2. Практический интеллект в сравнении с тестами интеллекта
ния и оправданна в какой-то степени, но важно отметить, что существует тесная связь между результатами психометрического тестирования когнитивных способностей и различными аспектами повседневного поведения. Например, в профессиональной сфере, что подтверждается многочисленными и весьма убедительными эмпирическими данными, результаты тестов умственных способностей хорошо коррелируют с показателем общего профессионального мастерства во многих сферах деятельности. Эти исследования более подробно будут рассмотрены в главе 8.
Существование стандартизованных психометрических тестов, определяющих фактору и его субфакторы, такие как пространственное мышление, вычислительные или вербальные способности, является одним из основных преимуществ традиционного подхода к структуре когнитивных способностей человека. Эти сландартизированные тесты создают основу для оценки когнитивных способностей человека, и существует, как уже было отмечено, тесная связь между результатами этих тестов и показателями профессионального поведения. Разработаны тесты для определения как общего интеллекта (g), так и большинства субфакторов. В Великобритании функционируют несколько специализированных компаний, публикующих психологические тесты, причем в каждой из них спектр тестов весьма широк. Другими словами, для определения каждого аспекта когнитивных способностей существует далеко не один тест. Разработка, публикация и маркетинг психологических тестов слали весьма значительным направлением коммерческой деятельности. Большинство компаний, производящих психологические тесты, предлагают также другие услуги, включая тренинги и консультации, проводимые высококвалифицированными лицензированными специалистами в области психологии
1 Известный трехкомпонентный тест способностей Стернберга (STAT) измеряет три основные составляющие интеллектуальной обработки информации — аналитические, творческие и практические. — Примеч. науч. ред.
30 ■ Глава 2. Различия между людьми
труда. В Великобритании предоставление их услуг контролируется Британским психологическим обществом (BPS), и они обязаны следовать кодексу профессионального поведения. Основная часть компаний, публикующих тесты, также обучает пользованию тестами в соответствии с требованиями BPS, и, таким образом, не только профессиональные психологи могут получить возможность использовать и интерпретировать некоторые психологические тесты.