double arrow

Клепаные соединения

Клепаным называется соединение деталей с применением за­клепок — крепежных деталей из высокопластичного материала, со-стоящих чаще всего из стержня 1 и закладной го­ловки 2; конец стержня расклепывается для обра­зования замыкающей головки 3 (рис. 2.1).

Клепаное соединение является неразъемным и неподвижным, так как в нем отсутствует возмож­ность относительного движения составных частей.

Клепаные соединения применяют для изде­лий из листового, полосового материала или про­фильного проката в конструкциях, работающих в условиях ударных или вибрационных нагрузок (авиация, водный транспорт, металлоконструкции мостов, подкрановых балок и т. д.) при небольших толщинах соединяе­мых деталей, для скрепления деталей из разных материалов, деталей из материалов, не допускающих нагрева или несвариваемых. В наше время клепаные соединения вытесняются более экономичными и технологич­ными сварными и клееными соединениями, так как отверстия под заклеп­ки ослабляют сечения деталей на 10—20%, а трудоемкость изготовления и масса клепаной конструкции обычно больше, чем сварной или клееной. Образование замыкающей головки клепаного соединения произво­дится либо вручную с помощью молотка и поддержки, либо клепальными пневматическими молотками ударного действия (малопроизводительные процессы, качество соединения зависит от квалификации рабочего), либо клепальными машинами (переносные или стационарные прессы, а также автоматы). На автоматах выполняется весь комплекс операций: выравни­вание поверхностей и сжатие склепываемых деталей, сверление и зенкование отверстий, вставка заклепок, клепка и перемещение изделия на шаг клепки.

По функциональному назначению клепаные соединения подразде­ляют на прочные и плотные; последние обеспечивают не только проч­ность, но и герметичность соединения.

По конструкции клепаные соединения бывают нахлесточные и сты­ковые с одной или двумя накладками. Ряды поставленных заклепок образуют

заклепочный шов, который может быть однорядным и многорядным, односрезным или двухсрезным.

На рис. 2.2 показаны: двухрядный одно-срезный нахлесточный шов (а), однорядный односрезный стыко­вой шов с одной накладкой (б), однорядный двухсрезный стыко­вой шов с двумя накладками (в).

Конструкция и размеры за­клепок нормальной точности и

повышенного качества стандартизованы. По форме головок заклепки бы­вают (рис. 2.3) с полукруглой (а), потайной (б), полупотайной (в), пло­ской (г), полукруглой низкой и другими головками.

В тех случаях, когда нежелательно или недопустимо клепаное соеди­нение подвергать ударам, применяют полупустотелые заклепки (рис. 2.3, г), замыкающая головка которых образуется развальцовкой.

Для соединения тонких листов и неметаллических материалов, а также когда в конструкции нужны отверстия для электрических, крепеж­ных или других деталей, применяют пустотелые заклепки (рис. 2.3, д).

В случае отсутствия доступа к месту образования замыкающей головки обычными способами (ударами или развальцовкой) приме­няют специальные, например, взрывные заклепки (типа полупустоте­лой); в стержень такой заклепки закладывается взрывчатое вещество, которое при нагревании закладной головки взрывается, образуя замы­кающую головку.

Заклепки повышенного качества предназначены для соединений с повышенными требованиями к их надежности.

Заклепки изготовляют из низкоуглеродистых сталей, цветных метал­лов (например, медь) или их сплавов (латунь, алюминиевые сплавы). Клепка стальных заклепок диаметром до 10 мм, заклепок пустотелых и из цветных или легких металлов и сплавов выполняется в холодном состоя­нии. Стальные заклепки большего диаметра клепают в горячем состоя­нии, т. е. конец заклепки предварительно нагревают до 1000...1100 °С. За счет тепловой деформации заклепок соединяемые элементы сжимаются с большей силой, чем при холодной клепке.

При выборе материалов желательно, чтобы коэффициенты ли­нейного расширения заклепок и соединяемых деталей были примерно равными (во избежание температурных напряжений). Необходимо, чтобы в соединении не было сочетаний разнородных материалов, об­разующих гальванические пары (во избежание возникновения гальва­нических токов, быстро разрушающих соединения); поэтому для мед­ных деталей применяют медные заклепки, для алюминиевых — алю­миниевые и т. д.

Диаметр заклепок для сталь­ных металлоконструкций d= = (1,5...2)δ, а толщина накладок δ = = 0,8δ (при одной накладке δ = 1,25δ), где δ — толщина соеди­няемых деталей.

Подбор заклепок по длине, раз­меры замыкающих головок и диа­метры отверстий под заклепки рег-ламентированы ГОСТ 14802—85.

Отверстия под заклепки продавливают или сверлят; второй способ менее производителен, но обеспечивает более высокую точность и проч­ность соединений.

В зависимости от диаметра dзаклепки и точности сборки диаметр d 0 отверстия под заклепку принимают d0 = d+ (0,2...2) мм, а длину Lзакле­пок нормальной точности ориентировочно берут равной толщине склепы­ваемых деталей с прибавлением 1,5d на образование головки (см. рис. 2.1) и округляют до ближайшей стандартной величины. Длину заклепок повы­шенной точности подбирают по номограмме, имеющейся в справочной литературе.

Расчет прочных клепаных соединений. Основным критерием ра­ботоспособности таких конструкций является прочность, причем при расчетах предполагается, что напряжения в сечениях распределены рав­номерно.

Обычно клепаные соединения нагружены силами, действующими параллельно плоскости контакта соединяемых деталей, поэтому разруше­ние соединения может произойти в результате следующих причин:

срез заклепок по сечению 1 — / под действием касательных напряже­ний (рис. 2.4);

смятие отверстий соединяемых деталей и заклепок под действием напряжений смятия (рис. 2.4), в результате чего оси заклепок пе­рекашиваются, возникает внецен-тренное растяжение и может про­изойти отрыв головок от стержня; разрыв соединяемой детали по сечению, ослабленному отвер­стиями под заклепки (рис. 2.5);

срез соединяемых деталей по двум сечениям 22 (рис. 2.5). В процессе клепки материал заклепки осаживается и заполняет отверстие, поэтому расчет соединения ведут по диаметру поставленной заклепки (т. е. по диаметру d0 отверстия под заклепку). Кроме того, предполагается, что нагрузка F распределяет­ся между заклепками шва равномерно, а сила трения, возникающая меж­ду склепанными деталями, в расчете на прочность не учитывается. В на-хлесточном соединении (см. рис. 2.4) внешняя сила F образует пару сил, моментом которой, ввиду малого плеча, пренебрегаем.

Расчетные формулы на прочность клепаного соединения имеют сле­дующий вид:

1. Прочность заклепок на срез (см. рис. 2.4)

tср=F/(zAср)<[ tср ]

где Аср = iПd02/4; i — число плоскостей среза; z — число заклепок шва; Аср — площадь среза заклепки.

2. Прочность соединения на смятие

σ ср=F/(zAср)<[ σ см ]

где Асм = doδ min; δ min — меньшая из толщин соединяемых деталей (как известно из сопромата, при расчете на смятие цилиндрических поверхно­стей в расчет вводится не действительная, а условная площадь смятия, равная площади диаметрального сечения сминаемой части детали).

3. Прочность соединяемых деталей на растяжение (рис. 2.5)

σ э=F/(zAр)<[ σ р ]

где Aр=(p-d0) δ min

4. Прочность соединяемых деталей на срез

где А'ср = 2(е - do/2) δ min (здесь длина сечения 2—2 уменьшена на d/2, так как вначале материал сминается на эту величину и лишь затем происхо­дит срез).

Значения допускаемых напряжений, входящих в приведенные выше формулы, имеются в справочниках.

Из условия равнопрочности соединений принимают шаг заклепок р = (3... 6)d, расстояние между рядами заклепок берется равным (2...3)d, где d — диаметр заклепки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: