ИБС. Стенокардия

I. Тема и её актуальность: «ИБС. Стенокардия». Под ИБС понимают острое или хроническое нарушение соответствия между потребностью в кислороде и возможностью его доставки с кровью, обусловленное поражением коронарных артерий. ИБС является одной из наиболее частых причин потери здоровья, трудоспособности и смертности населения. В структуре смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на долю ИБС приходится около 55%.

Актуальность проблемы ИБС определяется ее большой распространенностью среди лиц молодого трудоспособного возраста, приводящей к снижению качества жизни, ранней инвалидизации и высокой летальности.

II. Учебные цели: Овладение практическими умениями и навыками диагностики, оказания неотложной помощи, лечения и профилактики ИБС.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

· анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы;

· современную этиологию и патогенез ИБС;

· классификацию по ВОЗ;

· клинику различных форм ИБС;

· методы функциональной диагностики;

· принципы лечения и профилактики ИБС, терапевтические дозы препаратов;

· критерии временной нетрудоспособности.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

· собрать анамнез и выделить среди жалоб характерный для стенокардии болевой синдром;

· определить факторы риска и патогенетические звенья ИБС;

· на основании анамнеза и осмотра больного выявить клинические признаки ИБС, определить ФК стенокардии;

· назначить целенаправленное инструментальное и лабораторное исследование, интерпретировать его результаты;

· подтвердить наличие ИБС по ЭКГ;

· сформулировать клинический диагноз по классификации ВОЗ;

· назначить адекватное медикаментозное лечение;

· купировать приступ стенокардии;

· назначить физиотерапевтическое и санаторно-курортное лечение;

· провести экспертизу трудоспособности больного;

· определить меры профилактики.

III. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

III.1. Исходные базисные знания и умения:

Дисциплины Содержание знаний
Анатомия Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Строение сердечной стенки.
Патанатомия: Патоморфологические проявления ишемического процесса в миокарде.
Патофизиология Регуляция коронарного кровоснабжения в норме.
Пропедевтика внутренних болезней Методы физикальной, лабораторной и инструментальной диагностики ишемии миокарда левого желудочка. Методика измерения артериального давления.
Фармакология Фармакологическое действие основных классов антиангинальных препаратов. Умение выписать рецепты.

III.2. Вопросы для самоподготовки:

Вопросы для самоподготовки Письменные задания
1.Этиология и патогенез ИБС, стенокардии. 1. Написать классификацию ИБС. 2.Написать Канадскую классификацию стабильной стенокардии.
2.Классификация 3. Перечислить 7 диагностических критериев стенокардии.
3. Клиническая картина 4. Написать в виде рецептов препараты для лечения стенокардии: нитроглицерин (нитромак, нитронг, перлинганит, сустак, нитроминт), изосорбит мононитрак (эфокс, мономак, моночинкве), изисорбит динитрат, (изомак изокет, кардикет, нитросорбит), атенолол (бетакард), метопролол (эгилок, беталок), пропранолол (анаприлин, обзидан), карведилол, корватон, изоптин, дилтиазем, предуктал, кордарон (амиодорон), ацетилсалициловая кислота
4. Лабораторные и инструментальные методы диагностики.
5. Дифференциальный диагноз
6. Лечение
7. Профилактика

IV. Вид занятия - практическое занятие.

V. Продолжительность - 4 академических часа.

VI. Оснащение:

VI.1. Дидактический материал (видеофильмы, тренинговые и контролирующие компьютерные программы, ситуационные задачи, таблицы, схемы, ЭКГ, ЭХО КГ, слайды, учебно–методическое пособие к практическим занятиям по данной теме, учебные пособия «Схема истории болезни», «Классификации заболеваний внутренних органов с примерами формулировки диагнозов», «Справочник лекарственных средств, применяемых в клинике внутренних болезней», тренинговая компьютерная программа «Диагностика внутренних болезней», мультимедийный атлас, контролирующая компьютерная программа «ФАКТЕР», наборы контролирующих тестов по теме, ситуационных задач);

VI.2. ТСО (компьютеры, видеодвойка, мультимедийный проектор, электрокардиограф).

VII. Содержание занятий

VII.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме А).

Ниже даны образцы типовых тестовых заданий по теме занятия с описанием их решения и эталонами ответов. Весь набор тестов приводится в приложении к методическим указаниям.

Тесты I типа (выберите один правильный ответ).

Какой из перечисленных симптомов является патогномоничным для стенокардии?

А. Колющие боли в области сердца во время физической нагрузки.

Б. Желудочковая экстрасистолия после физической нагрузки.

В. Загрудинная боль и депрессия сегмента SТ, возникающие одновременно при нагрузке.

Г. Зубец Q в отведениях III, aVF

Д. Отрицательный зубец Т в отведениях v1 - v4

Эталон ответа: В

Тесты II типа (для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите один соответствующий ответ, обозначенный буквой, один и тот же ответ может быть использован один раз, два раза или не использован ни разу):

Определите клинические признаки, характерные для различных вариантов стенокардии:

1. Приступы стенокардии вызывает ходьба по ровному месту и в нормальном темпе на расстоянии 1-2 кварталов, подъем по лестнице на один этаж А. Стенокардия напряжения ФК-II
2. Неспособность выполнять какую-либо нагрузку без возникновения приступа стенокардии. Б. Стенокардия напряжения ФК-III
3. Приступы стенокардии возникают при быстрой ходьбе в гору, в морозную погоду, во время эмоционального стресса, при ходьбе по ровному месту в нормальном темпе на расстояние больше 2 кварталов и подъёме больше чем на 1 этаж. В. Стенокардия напряжения ФК-I
4. Больной без затруднений ходит и поднимается по лестнице. Стенокардия возникает только при нагрузках высокой интенсивности, выполняемых быстро и длительно. Г. Стенокардия напряжения ФК-IV
5. Возникновение приступов стенокардии при меньших нагрузках, учащение и усиление приступов стенокардии. Д. Стенокардия напряжения прогрессирующая

Эталон ответа: 1Б, 2Г, 3А, 4В, 5Д

Тесты Ш типа (выберите один или несколько правильных ответов):

Назовите наиболее типичный клинический синдром нестабильной стенокардии:

А. Левожелудочковая недостаточность

Б. Кровохарканье

В. Учащенное сердцебиение, перебои

Г. Случаи впервые возникших или спонтанных болей в сердце

Эталон ответа: Г

Тесты IV типа (определите верность каждого из двух утверждений и наличие связи между ними).

На фоне приема нитратов у больных обычно появляется головная боль, потому что развивается артериальная гипертензия.

Эталон ответа: Верно-Неверно-Неверно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: