I. Тема и её актуальность: «Хроническая сердечная недостаточность» (ХСН). Сердечная недостаточность – симптомокомплекс, характеризующийся слабостью, одышкой, задержкой жидкости, который развивается вследствие различных заболеваний сердечно – сосудистой системы, приводящий к неспособности сердца перекачивать кровь со скоростью, необходимой для удовлетворения метаболических потребностей тканей, или же обеспечению этих потребностей только при повышенном давлении наполнения; хронической гиперактивации нейрогормональных систем.
По статистическим данным, ХСН - единственная патология сердечно – сосудистой системы, распространенность которой в большинстве стран мира постоянно увеличивается. В общей популяции взрослого населения ХСН выявляется ежегодно у 1-2% населения. В России число больных ХСН, предположительно, не менее 12 – 14 млн. человек. Показатели заболеваемости ХСН выявляют ее многократное увеличение в каждой последующей возрастной группе: в 25–34-лет – 0,02 на 1000 населения, в 55-64 – 3,0-4,0 на 1000, 75–84 лет – 13,0–14,0 на 1000 населения. ХСН – одна из причин самой высокой летальности среди всех сердечно - сосудистых заболеваний. Выживаемость больных с тяжелой ХСН составляет чуть более 50% в год. 92% умерших от застойной СН составляют пациенты старше 65 лет. Важной является тенденция к росту числа госпитализаций, обусловленных ХСН. Она составляет, в среднем, 1,32-2,12 на 1000 населения, ХСН фигурирует в диагнозе у 92% больных.
II. Цель занятия: Приобретение студентами врачебных навыков диагностики и лечения ХСН, умения оказать неотложную помощь при острой сердечной недостаточности, проводить дифференцированное лечение различных типов сердечной недостаточности с учётом её этиологии.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
– этиологию и патогенез хронической сердечной недостаточности;
– классификацию ХСН по стадиям и ФК;
– клинические признаки ХСН по стадиям;
– методы диагностики ХСН;
– принципы лечения и профилактики ХСН;
– классификацию острой сердечной недостаточности;
– неотложные и реанимационные мероприятия при осложнениях ХСН;
– критерии временной нетрудоспособности.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
– собрать анамнез у больного ХСН, определить основное заболевание, приведшее к её развитию, этиологию и патогенез ХСН у данного больного;
– провести физикальное обследование органов сердечно–сосудистой системы (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), выявить клинические признаки ХСН;
– сформулировать диагноз основного заболевания по современной классификации по стадии и ФК;
– назначить лабораторно–инструментальные и функциональные методы исследования и дать оценку их результатам;
– назначить адекватное медикаментозное лечение ХСН (ингибиторы АПФ, β-блокаторы, антагонисты альдостерона, диуретики, сердечные гликозиды, антагонисты рецепторов к ангиотензину ׀׀, статины, антикоагулянты, периферические вазодилятаторы, антиаритмики, аспирин, корректоры метаболических нарушений), санаторное лечение, ЛФК;
– назначить рациональный режим и лечебное питание, дозировать водную нагрузку для больного, определив тем самым меры профилактики декомпенсации сердечной деятельности;
– оказать неотложную помощь при развитии сердечной астмы, отёка лёгкого;
– провести экспертизу трудоспособности больного.
III. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
III.1 Необходимые базисные знания и умения:
Дисциплины | Содержание знаний |
Анатомия | Анатомические особенности строения сердца |
Патанатомия: | Ревматические пороки сердца. Гипертоническая болезнь и ИБС – как причины хронической сердечной недостаточности. Рабочая гипертрофия и миогенная дилятация сердца. Изменения внутренних органов при хроническом венозном застое. Морфологическая характеристика отёка лёгких. Морфология кардиального цирроза печени. Механизмы тромбоэмболических осложнений. Причины смерти. |
Патофизиология | Этиология и патогенез ХСН по левожелудочковому типу; по правожелудочковому типу. Механизмы компенсации кровообращения при хронической сердечной недостаточности. Патогенез «сердечных» отёков, асцита, гидроторакса, застойных явлений во внутренних органах. |
Пропедевтика внутренних болезней | Семиотика заболеваний органов кровообращения. Методы физикального и инструментального исследования больных с патологией сердца. Умения: провести осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию больного, интерпретировать данные дополнительных исследований. |
Фармакология | Механизм действия препаратов (ингибиторы АПФ, β-блокаторы, антагонисты альдостерона, диуретики, сердечные гликозиды, антагонисты рецепторов к ангиотензину II, статины, антикоагулянты, периферические вазодилятаторы, антиаритмики, аспирин, корректоры метаболических нарушений) |
III.2. Вопросы для самоподготовки:
Вопросы для самоподготовки | Письменные задания |
1.Этиология и патогенез хронической сердечной недостаточности. | 1. Опишите схему гемодинамических изменений при ХСН. |
2.Классификация ХСН. | 2. Напишите современную классификацию недостаточности кровообращения по стадиям и ФК. |
3.Клиническая картина ХСН. | 3. Сгруппируйте симптомы хронической левожелудочковой и правожелудочковой недостаточности. |
4.Лабораторные, рентгенологические, электрокардиографические, эхокардиографические изменения при ХСН. | 4. Нарисуйте ЭКГ и напишите примерное заключение ЭХО–КГ при хронической левожелудочковой недостаточности. |
5.Осложнения: сердечная астма, отёк лёгкого | 5. Перечислите осложнения хронической недостаточности кровообращения. |
6. Лечение ХСН | 6. Напишите в виде рецептов основные группы препаратов для лечения ХСН: диротон, престариум, атаканд, беталок зок, карведилол, верошпирон, арифон ретард, гипотиазид, фуросемид, лазикс, триамтерен, триампур, строфантин, корглюкон, дигоксин, изоланид, крестор, аторис, аспирин, предуктал. |
7. Лечебное питание | 7. Назовите показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения ХСН. |
8. Санаторно-курортное лечение. |
IV. Вид занятия: практическое занятие.
V. Продолжительность: 4 академических часа.
VI. Оснащение:
VI.1. Дидактический материал – таблицы, схемы, наборы R–грамм, электрокардиограмм, фонокардиограмм, заключений эхокардиографии, лабораторных анализов, учебно–методическое пособие для практических занятий по данной теме, учебные пособия «Схема истории болезни», «Классификации заболеваний внутренних органов с примерами формулировки диагнозов», «Справочник лекарственных средств, применяемых в клинике внутренних болезней»; наборы контролирующих тестов, ситуационные задачи; тренинговая компьютерная программа «Сердечная недостаточность», мультимедийный атлас, учебные аудиоматериалы, контролирующая компьютерная программа «ФАКТЕР», учебный видеофильм.
VI.2. ТСО – негатоскоп, электрокардиограф, эхокардиограф, ЭВМ, видеомагнитофон, DVD–плейер, мультимедийный проектор.
VII. Cодержание занятия: