Хроническая сердечная недостаточность

I. Тема и её актуальность: «Хроническая сердечная недостаточность» (ХСН). Сердечная недостаточность – симптомокомплекс, характеризующийся слабостью, одышкой, задержкой жидкости, который развивается вследствие различных заболеваний сердечно – сосудистой системы, приводящий к неспособности сердца перекачивать кровь со скоростью, необходимой для удовлетворения метаболических потребностей тканей, или же обеспечению этих потребностей только при повышенном давлении наполнения; хронической гиперактивации нейрогормональных систем.

По статистическим данным, ХСН - единственная патология сердечно – сосудистой системы, распространенность которой в большинстве стран мира постоянно увеличивается. В общей популяции взрослого населения ХСН выявляется ежегодно у 1-2% населения. В России число больных ХСН, предположительно, не менее 12 – 14 млн. человек. Показатели заболеваемости ХСН выявляют ее многократное увеличение в каждой последующей возрастной группе: в 25–34-лет – 0,02 на 1000 населения, в 55-64 – 3,0-4,0 на 1000, 75–84 лет – 13,0–14,0 на 1000 населения. ХСН – одна из причин самой высокой летальности среди всех сердечно - сосудистых заболеваний. Выживаемость больных с тяжелой ХСН составляет чуть более 50% в год. 92% умерших от застойной СН составляют пациенты старше 65 лет. Важной является тенденция к росту числа госпитализаций, обусловленных ХСН. Она составляет, в среднем, 1,32-2,12 на 1000 населения, ХСН фигурирует в диагнозе у 92% больных.

II. Цель занятия: Приобретение студентами врачебных навыков диагностики и лечения ХСН, умения оказать неотложную помощь при острой сердечной недостаточности, проводить дифференцированное лечение различных типов сердечной недостаточности с учётом её этиологии.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

– этиологию и патогенез хронической сердечной недостаточности;

– классификацию ХСН по стадиям и ФК;

– клинические признаки ХСН по стадиям;

– методы диагностики ХСН;

– принципы лечения и профилактики ХСН;

– классификацию острой сердечной недостаточности;

– неотложные и реанимационные мероприятия при осложнениях ХСН;

– критерии временной нетрудоспособности.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

– собрать анамнез у больного ХСН, определить основное заболевание, приведшее к её развитию, этиологию и патогенез ХСН у данного больного;

– провести физикальное обследование органов сердечно–сосудистой системы (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), выявить клинические признаки ХСН;

– сформулировать диагноз основного заболевания по современной классификации по стадии и ФК;

– назначить лабораторно–инструментальные и функциональные методы исследования и дать оценку их результатам;

– назначить адекватное медикаментозное лечение ХСН (ингибиторы АПФ, β-блокаторы, антагонисты альдостерона, диуретики, сердечные гликозиды, антагонисты рецепторов к ангиотензину ׀׀, статины, антикоагулянты, периферические вазодилятаторы, антиаритмики, аспирин, корректоры метаболических нарушений), санаторное лечение, ЛФК;

– назначить рациональный режим и лечебное питание, дозировать водную нагрузку для больного, определив тем самым меры профилактики декомпенсации сердечной деятельности;

– оказать неотложную помощь при развитии сердечной астмы, отёка лёгкого;

– провести экспертизу трудоспособности больного.

III. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

III.1 Необходимые базисные знания и умения:

Дисциплины Содержание знаний
Анатомия Анатомические особенности строения сердца
Патанатомия: Ревматические пороки сердца. Гипертоническая болезнь и ИБС – как причины хронической сердечной недостаточности. Рабочая гипертрофия и миогенная дилятация сердца. Изменения внутренних органов при хроническом венозном застое. Морфологическая характеристика отёка лёгких. Морфология кардиального цирроза печени. Механизмы тромбоэмболических осложнений. Причины смерти.
Патофизиология Этиология и патогенез ХСН по левожелудочковому типу; по правожелудочковому типу. Механизмы компенсации кровообращения при хронической сердечной недостаточности. Патогенез «сердечных» отёков, асцита, гидроторакса, застойных явлений во внутренних органах.
Пропедевтика внутренних болезней Семиотика заболеваний органов кровообращения. Методы физикального и инструментального исследования больных с патологией сердца. Умения: провести осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию больного, интерпретировать данные дополнительных исследований.
Фармакология Механизм действия препаратов (ингибиторы АПФ, β-блокаторы, антагонисты альдостерона, диуретики, сердечные гликозиды, антагонисты рецепторов к ангиотензину II, статины, антикоагулянты, периферические вазодилятаторы, антиаритмики, аспирин, корректоры метаболических нарушений)

III.2. Вопросы для самоподготовки:

Вопросы для самоподготовки Письменные задания
1.Этиология и патогенез хронической сердечной недостаточности. 1. Опишите схему гемодинамических изменений при ХСН.
2.Классификация ХСН. 2. Напишите современную классификацию недостаточности кровообращения по стадиям и ФК.
3.Клиническая картина ХСН. 3. Сгруппируйте симптомы хронической левожелудочковой и правожелудочковой недостаточности.
4.Лабораторные, рентгенологические, электрокардиографические, эхокардиографические изменения при ХСН. 4. Нарисуйте ЭКГ и напишите примерное заключение ЭХО–КГ при хронической левожелудочковой недостаточности.
5.Осложнения: сердечная астма, отёк лёгкого 5. Перечислите осложнения хронической недостаточности кровообращения.
6. Лечение ХСН 6. Напишите в виде рецептов основные группы препаратов для лечения ХСН: диротон, престариум, атаканд, беталок зок, карведилол, верошпирон, арифон ретард, гипотиазид, фуросемид, лазикс, триамтерен, триампур, строфантин, корглюкон, дигоксин, изоланид, крестор, аторис, аспирин, предуктал.
7. Лечебное питание 7. Назовите показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения ХСН.
8. Санаторно-курортное лечение.

IV. Вид занятия: практическое занятие.

V. Продолжительность: 4 академических часа.

VI. Оснащение:

VI.1. Дидактический материал – таблицы, схемы, наборы R–грамм, электрокардиограмм, фонокардиограмм, заключений эхокардиографии, лабораторных анализов, учебно–методическое пособие для практических занятий по данной теме, учебные пособия «Схема истории болезни», «Классификации заболеваний внутренних органов с примерами формулировки диагнозов», «Справочник лекарственных средств, применяемых в клинике внутренних болезней»; наборы контролирующих тестов, ситуационные задачи; тренинговая компьютерная программа «Сердечная недостаточность», мультимедийный атлас, учебные аудиоматериалы, контролирующая компьютерная программа «ФАКТЕР», учебный видеофильм.

VI.2. ТСО – негатоскоп, электрокардиограф, эхокардиограф, ЭВМ, видеомагнитофон, DVD–плейер, мультимедийный проектор.

VII. Cодержание занятия:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: