Мировая практика показывает, что при реализации такого массового товара, каким являются автомобили, и осуществления сбыта в многочисленных регионах наиболее выгодно использовать каналы товародвижения, включающие промежуточные звенья: дистрибьюторы, дилеры и т.д. Всех их объединяет тот факт, что они не являются конечными потребителями продукции [31, с.28].
Дилер (англ. dealer) – юридическое лицо, осуществляющее свою торговую деятельность по оптовой (субдилеру) и розничной продаже продукции автопроизводителя, которую оно закупило оптом у дистрибьютора на условиях долговременных договоров и ее сервисное (техническое) сопровождение (гарантийное и послегарантийное обслуживание) на территории (в торговой зоне), определенной дилерским соглашением.
Сервисное предприятие должно соответствовать требованиям управляющей компании для выполнения гарантийного ремонта и послегарантийного обслуживания автомобилей конкретной марки. Данный документ включает требования: по площади сервисной зоны, по технической оснащенности СТО, по персоналу. Этим же документом определен порядок заключения договоров на право оказания услуг по проведению гарантийного ремонта автомобилей марки между торговым домом и сервисными предприятиями и порядок их аттестации.
|
|
Статус «авторизованный дилер» включает преференции (прил.4).
С другой стороны, дилерство – это ответственность дилера за выполнение стандартов, оговариваемых при заключении дилерского соглашения [16].
Дилер обязан участвовать в программах обучения персонала. Эти учебные программы разрабатываются, организуются и курируются головной структурой автозавода, которая устанавливает периодичность аттестации персонала с тестированием и выдачей сертификата.
Визитной карточкой современного дилерского центра является выставочный зал. Он состоит из зоны выставленных автомобилей, места выдачи автомобилей, отдела продаж и маркетинга, центра ожидания (отдыха) для посетителей. Каждая из этих зон располагает элементами корпоративной идентификации [31, с.43].
В соответствии с требованиями к дилеру (стандарт предприятия) обязательным условием подтверждения статуса официального дилера является: полноценный комплекс формата «3S» (предусматривает наличие просторного шоу-рума (sales), хорошо оснащенная СТО (service) и магазин с большим ассортиментом запасных частей (spare parts).
Прямой дилер –юридическое лицо, которое осуществляет оптовую закупку у производителя продукции (в данном случае – автомобилей) по договору с ним на долгосрочной основе и последующие ее розничные продажи на основании договора от своего имени и за свой счёт при условии соблюдения региональной, эксклюзивной и ценовой политики производителя этой продукции, а также сервисное (техническое) сопровождение данной реализованной продукции силами своих работников на закрепленной территории в соответствии с требованиями стандартов и инструкций, разработанных автопроизводителем, прямого дилерского соглашения и в рамках законодательства РФ.
|
|
Существуют основные подходы к выбору дилером формата торговли и формированию портфеля автомобильных брендов:
1) Монобрендовый формат:
дилер работает только с одним брендом автопроизводителя;
предпочтителен для продажи автомобилей, пользующихся постоянным спросом;
уязвимость позиций в случае провала марки автомобиля.
2) Зонтичный формат:
преобладают автомобили одного якорного производителя, но также встречаются другие марки из сходных ценовых сегментов;
предпочтителен для автомобилей одного ценового сегмента;
акцент на якорном производителе имеет смысл только при наличии уникального предложения или сервиса.
3) Мультиформат:
доля марки автомобиля изменяется в зависимости от реального спроса на нее;
могут быть представлены автомобили разных сегментов;
огромную роль играет грамотная организация торговли и разведение автомобилей разных сегментов;
большая устойчивость компании за счет возможности развития более сильного бренда дилера и оперативного реагирования на рыночные колебания.
ССС – совокупность подразделений автопроизводителя и юридических лиц, деятельность которых направлена на продвижение продукции автопроизводителя до конечного потребителя, техническое обслуживание и ремонт автомобилей модельного ряда данного автопроизводителя. ССС состоит из сбытовой сети, обеспечивающей продвижение, сбыт и технический сервис продукции, и из сети авторизованных сервисных центров, осуществляющих наравне с участниками сбытовой сети сервисное обслуживание автомобильной техники.
ССС исходит из обеспеченности каждого торгового объекта типовой номенклатурой, однообразным инфраструктурным обеспечением, унифицированной идентификационной атрибутикой товаров и услуг – все это обеспечивает заводу коммерческую выгоду. Производитель автомобилей включает в ассортимент сопутствующие товары: запасные части, расходные и эксплуатационные материалы, автомобильные аксессуары.
Основная задача ССС – качественное сопровождение автомобиля на всех этапах жизненного цикла, гарантия обеспечения сервиса и доступности предоставляемой услуги на всей территории продаж, независимо от удалённости от крупных городов [9].
На практике встречаются центры реализации автомобилей. Данные организации состоят на центрального (в городе, где находится головное предприятие по выпуску продукции) и региональных (находятся в других областях) центров. Основные задачи центра реализации:
- широкий географический охват – более высокая доступность товаров;
- постоянная и системная коммерческая работа с контрагентами, конечными заинтересованными в покупке автомобильной техники лицами;
- стабильная работа в качестве основного заказчика у завода (с точки зрения доли количества автомобилей, заказываемого у завода каждой частью ССС).
Имидж сети фирменных магазинов по продаже запасных частей работает на достижение целей:
увеличение объема продаж оригинальных запасных частей и услуг через фирменную сеть;
показ преимуществ фирменной сети перед серой;
демонстрирование преимущества фирменных запасных частей перед альтернативой и контрафактом;
гарантирование клиенту единых стандартов качества во всех точках сети;
информирование об отдельных группах товаров (запасных частей, автомобилей) и услугах сервиса.
|
|
Дистрибьютор (от англ. distribute – распределять) – юридическое лицо, которое осуществляет оптовую закупку продукции (в данном случае – автомобилей) у производителя по договору с ним на долгосрочной основе и последующие ее оптовые продажи в сеть торговых точек (на региональном рынке) и розничные продажи на основании договора от своего имени и за свой счёт при условии соблюдения региональной, эксклюзивной и ценовой политики ранее упомянутого производителя, а также сервисное (техническое) сопровождение данной реализованной продукции силами своих работников или силами участников своей дилерской сети на закрепленной территории в соответствии с требованиями стандартов и инструкций, разработанных автопроизводителем, дистрибьюторского соглашения и в рамках законодательства РФ. Дистрибьютор наделен полномочиями по организации работы ССС (товаропроводящей сети) на определенной территории реализации продукции, отвечает за исполнение всеми участниками ССС требований и принципов сбытовой и ценовой политики торгового дома или при его отсутствии автопроизводителя.
На видном месте перед салоном расположены автомобили для тест-драйва. В каждой автомашине имеется журнал учета поездок. Такие автомобили:
припаркованы на специально отведенном месте;
представлены разными моделями и сериями;
выделяются, например, с помощью, изображения на них надписи «Тест-драйв»;
должны быть чистыми внутри и снаружи, полностью заправлены, в них не должно находиться личных вещей сотрудников и посторонних вещей.
Внутреннее расположение можно разделить на следующие части.
Демонстрационный зал:
является самым главным местом дилерского центра, так как именно в нем в большинстве случаев происходит первое знакомство будущего покупателя с автомобилями, имеющимися в продаже;
включает в себя:площадку для демонстрации автомобилей, помещения, предназначенные для непосредственной работы с посетителями и их удобного пребывания в дилерском центре, стойку продажи запасных частей и аксессуаров;
|
|
это специальное помещение, где клиент может выбрать для себя автомобиль в открытых условиях;
при безупречной организации работы, использовании новейших материалов отделки и поддержании его в чистоте убеждает посетителей, что их рады здесь видеть в качестве покупателей автомобилей;
должен выгодно показывать автомобили;
предпочтительно его выполнение в форме прямоугольника, одна из длинных сторон которого образует фасадную часть дилерского центра;
оборудуется для помощи клиентам в легком ориентировании в демонстрационном зале с помощью указателей (основу системы указателей составляют лайт-боксы со схемами демонстрационного зала);
оснащается информационными (большими или малыми) стойками. Большие информационные стойки визуально разделяют демонстрационный зал на части, посвященные каждой модели, имеют держатели для размещения каталогов и образцы цветов кузова. Малые информационные стойки располагаются рядом с каждым демонстрируемым автомобилем и имеют держатели для размещения прайс-листов. Количество стоек зависит от размеров демонстрационного зала.
1) Центральная стойка (стойка администратора зала):
придает демонстрационному залу законченный вид и служит не только основным идентификационно-декоративным элементом дилерского центра, но и местом управления потоком посетителей;
со стратегической точки зрения оптимальный вариант размещения – в центральной части демонстрационного зала, причем от нее должен хорошо просматриваться главный вход для посетителей;
является местом работы администратора демонстрационного зала;
должна располагаться недалеко от главного входа в демонстрационный зал, чтобы администратор видел всех входящих в автосалон людей и немедленно реагировал на их вопросы или просьбы.
От стойки должен хорошо просматриваться весь демонстрационный зал.
2) Требования к стойке приемки на сервис:
расположение обеспечивает персоналу легкий доступ в сервисную зону и максимально удаленное от зоны ожидания клиентов;
на стене за данной стойкой достаточно места для размещения необходимого числа контрольных досок выполнения работ.
3) Стойка продажи запасных частей и аксессуаров
На площадке демонстрации автомобилей необходимо расположить несколько отдельно стоящих стоек с аксессуарами, колесными дисками, аудиоаппаратурой и сигнализацией, оригинальными маслами и жидкостями. Расположение стоек для розничных продаж в демонстрационном зале ориентировано на то, чтобы способствовать спонтанным покупкам. Стойку продажи запасных частей и аксессуаров:
следует расположить так, чтобы обеспечить персоналу легкий доступ на склад запасных частей;
должно быть видно клиентам, входящим в демонстрационный зал.
4) Зона ожидания клиентов:
создает обстановку, в которой клиенты могут получить дополнительную информацию или просто посидеть, отдохнуть;
расположена в демонстрационном зале и примыкает к сервисной зоне, включает стулья, средства для развлечения и отдыха клиентов (телевизор, компьютеры, подключенные к Internet, кафе, журналы);
должна: быть просторной для прогнозируемого количества клиентов; находиться как можно дальше от стойки приемки на сервис; предоставлять возможность для клиентов видеть сервисную зону (например, посредством размещения окна или, если это конструктивно невозможно, мониторов, передающих изображение с видеокамер в сервисной зоне).
Таблица 4