Сравните несколько вариантов перевода и проанализируйте разные стилистические средства, использованные в переводах.
Упражнение 2. Переведите отрывок из учебника по психолингвистике, учитывая соответствующий стиль и обращая особое внимание на перевод игры слов.
ЗАДАНИЕ 4. Ознакомьтесь с приведённым ниже материалом из сети Интернет и сделайте выводы относительно того, как и почему ребёнок приписывает значение незнакомым для него словам; какие виды знаний при этом используются в качестве опор.
«Однажды современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишью Пушкина:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
В результате получилось... Ну, начнём с того, что из всех слов самыми понятными оказались "тулуп" и "кушак". Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну как, написано же "летит кибитка удалая". У некоторых она оказалась ещё и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма воинственным делом – она взрывает. Что, или, вернее, кого? Бразды пушистые. Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть "браздов", детей не смутило – и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы. За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик. Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям. Рождённый копать – летать (на кибитке) не может! Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему ещё ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на "пятой точке". В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов. В результате нет несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с весёлым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах. Вместо этого над землёй несётся кубическая летающая хреновина, под её смертоносными ударами летят кровавые ошмётки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой».
|
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЁННОЙ ПРОРАБОТКИ
Как Вы понимаете динамику научных подходов к проблеме знания?
Чем объясняются дифференциация и интеграция наук?
Каковы критерии научности знания?
Что является общим для научного и обыденного знания?
|
|
В чём состоит специфика «живого знания»?
Какие основания для классификации знаний выделяются представителями разных наук?
Какие виды знаний соответствуют метауровню (даже если их название не включает компонент «мета»)?
Какие примеры декларативных и процедурных знаний вы могли бы привести из своего жизненного опыта и из опыта изучения родного и/или иностранного языка?
Какие метафоры используются в связи с проблемой знания?
Какими могут быть источники знания?
Как вы понимаете соотношение врождённого и прижизненно усваиваемого при овладении языком?
Какие примеры проявлений неосознаваемого контроля вы можете привести из своего опыта?
В каких случаях мы обнаруживаем опору на выводное знание?
Можете ли вы привести примеры опоры на языковое или энциклопедическое выводное знание?