В практике производственного обучения широко применяются и специальные формы занятий, к которым могут быть отнесены упражненияна тренажерах, лабораторно-практические работы, деловые игры, экскурсиии др.
Работа на тренажерах проводится в виде упражнений и может предназначаться для достижения следующих целей:
– формирование первоначальных навыков (преимущественно двигательных) для достижения точности и уверенности действий;
– отработка алгоритмов профессиональной деятельности;
– предварительная подготовка к работе на сложном оборудовании.
Лабораторно-практические работы проводятся по относительно сложным разделам учебной программы. Им отводится важная роль в установлении связей между теоретическим и производственным обучением, в усвоении на основе самостоятельных наблюдений и анализа различных закономерностей и связей технологического процесса, в систематизации выводов по результатам эксперимента. Лабораторно-практические работы могут охватывать:
– изучение способов пользования контрольно-измерительными инструментами и приборами;
– наблюдение и анализ взаимодействия узлов машин и механизмов, описание устройства и работы приборов, аппаратов и т.п.;
– диагностику неисправностей, настройку и регулировку аппаратуры;
– определение свойств материалов, оценку шероховатости поверхности, геометрии режущих инструментов и т.п.
Письменная инструкция по лабораторно-практической работе может включать:
– вводную часть (тема и цели работы, необходимый информационно-теоретический блок, перечисление используемого оборудования, принадлежностей, инструментов);
– содержание хода работы и последовательности действий по ее выполнению;
– рекомендации по оформлению результатов.
При необходимости в работе должны содержаться и предостережения по соблюдению безопасных приемов выполнения.
Лабораторно-практическая работа может проводиться фронтально (когда все учащиеся выполняют одинаковую работу) или в виде практикума (если материальная база не дает возможности осуществлять фронтальное изучение, работу выполняют звенья из 2-3 человек по скользящему графику).
Лабораторно-практические работы могут проводиться непосредственно при изучении нового материала (в этом случае они являются частью занятия) или после изучения соответствующего раздела темы. Решение о времени и целесообразности проведения лабораторно-практической работы принимает мастер производственного обучения.
Проведение деловых (учебно-производственных) игр является одним из активных методов группового обучения по совместной деятельности при решении конкретных производственных задач в условиях, максимально имитирующих реальные ситуации. Ввиду высокой эффективности эта форма получила широкое распространение, причем исходные данные и вводные (по ходу игры) могут задаваться в устной и письменной форме, а также по приборам тренажеров.
Цели деловой игры могут быть разнообразны – от определения характера деятельности исполнителя в условиях различного рода отклонений процесса от нормы до генерации идей новых технологий. Мастер должен четко продумывать постановку целей и задач, которые желательно достичь в результате проведения деловой игры. Для достижения успеха важно определить время проведения игры (достаточен ли «багаж» знаний у учащихся), создать нужное настроение.
Методика проведения деловых игр предполагает соблюдение ряда условий, обеспечение которых имеет решающее значение: – учащиеся должны знать принципиальные игровые правила (все участники равны и равноправны; на этапе выдвижения, генерации идей, какими бы странными они ни казались, запрещено отрицание);
– игра должна проводиться по заранее подготовленному сценарию;
– роли в составе команды должны быть распределены заранее;
– началу игры может предшествовать разминка, а вхождение в ситуацию должно быть постепенным.
Приложение № 4
Метод обучения – способ организации деятельности по усвоению знаний, умений, формированию и развитию способностей. Исходным моментом здесь выступает формирование и усвоение самой деятельности.
Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям:
· воспитывающий характер производственного обучении;
· политехническая направленность производственного обучения;
· проведение обучения на основе производительного труда учащихся;
· доступность и посильность обучения, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
· сочетание наглядности и познавательно - творческим, развивающими, характером обучения;
· систематичность и прочность усвоения знаний, навыков и умений в производственном обучении.
Под методом производственного обучения следует понимать основные способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, с целью достижения учащимися профессионального мастерства, воспитания у них добросовестного отношения к труду, развития творческих способностей.
Методы производственного обучения имеют свои особенности, отличающие их от методов теоретического обучения. Это зависит и от разнообразия форм организации производственного обучения, характер профессий и других условий.
В процессе производственного обучения чаще всего приходится проводить занятий с отдельными подгруппами, звеньями и индивидуально. При выборе методов обучения следует исходить из того, что основными источниками информации во всяком учебном процессе являются слово, т.е. устная и письменная речь, чувственный образ, т.е. наглядность, и практическая деятельность. В связи с этим можно выделить три группы методов производственного обучения: словесные, наглядные и практические.
К словесным методам относятся рассказ и объяснение. беседа, работа с технической литературой, устное и письменное инструктирование, производственные семинары.
Наглядные методы - показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов, пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.
Практические методы - упражнения в выполнении трудовых действий, заданий, работ и др. В основе которых лежит самостоятельная практическая деятельность учащихся.
Можно выделить в особую группу такие методы, как решение производственно - технических задач, лабораторно - практические работы, самострельное выполнение производственных заданий проблемного характера. а также обучение на тренажерах.
Кроме перечисленных групп общих методов производственного обучения некоторые специалисты выделяют группу методов проверки и контроля знаний, навыков и умений в производственном обучении. Как правлю, методы обучения реализуются с помощью различных приемов, так метод показа трудовых действий может применяться с использованием таких приемов, как подготовка учащихся к наблюдению, расчленение трудового процесса. Изолированный показ отдельных элементов, замедление темпа рабочих движений, словесное описание и объяснение показываемого, демонстрация наглядных пособий. проверка восприятия с помощью вопросов, пробное выполнение действий отдельными учащимися.
Приложение № 5