Цель занятия: 1. Изучить анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. 2. Освоить методику обследования нервно-психического статуса детей. 2. Познакомиться с семиотикой поражения нервной системы при некоторых заболеваниях детского возраста.
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
1. Анатомо-физиологические особенности центральной и периферической нервной системы у детей: а) морфологические (микро- и макроскопические) и функциональные особенности головного мозга. 2. Безусловные рефлексы новорожденных. 3. Развитие анализаторов у детей. 4. Сроки и последовательность развития условных рефлексов. 5. Развитие статических и моторных функций у детей в связи с особенностями ЦНС. Сроки их становления. 6. Развитие II сигнальной системы (становление речи). Значение воспитания в развитии речи. 7. Режим сна и бодрствования детей на 1-м году жизни и в последующие годы. 8. Оценка психического развития ребенка на 1-м году жизни. 9. Формирование психики в последующие годы. 10. Семиотика поражений ЦНС. 11. Семиотика поражений периферической нервной системы. 12. Влияние генетических факторов, неблагоприятных моментов анте-, интра- и постнатального периодов развития и условий воспитания на физическое и нервно-психическое развитие детей.
|
|
II. Самостоятельная работа в клинике.
А. Необходимо обследовать детей различного возраста: 1–2, 5–6 и 11 –12 месяцев; затем 1,5–3 и 4–6 лет. При обследовании детей наиболее раннего возраста обратить внимание на следующие особенности – длительный сон, кратковременность бодрствования, физиологическое косоглазие и нистагм, атетозоподобные движения рук и ног, гипертонию сгибателей, неспособность держать голову, феномен ползания, а также безусловные рефлексы – сосательный, ориентировочный, хватательный. При осмотре других детей 1-го года жизни обратить внимание на их умение держать голову, сидеть, стоять, ходить; оценить их реакцию на знакомые и незнакомые лица, игрушки и т. п.; обратить внимание на гуление, лепет, слоговых тирад, появление первых слов. При обследовании детей 1,5–3 и 4–6 лет использовать общую схему и методику, известную из клиники нервных болезней. Определить состояние 12 пар черепномозговых нервов, сухожильные и кожные рефлексы, дермографизм.
Б. В целях знакомства с семиотикой поражения нервной системы обследовать больного с родовой травмой (внутричерепные кровоизлияния), гипербилирубинемической энцефалопатией на почве ядерной желтухи, хореей. При обследовании больного обратить внимание на гипертонус сгибателей, отставание психического развития и др. патологические симптомы, связанные с внутричерепным кровоизлиянием. Сравнить выявленные симптомы с выраженной мышечной гипотонией, чрезмерной подвижностью, эмоциональной неустойчивостью и др. симптомами у больного хореей.