double arrow

Нервно-психическое развитие ребенка 4-6 лет

5.5.1. Показатели нервно-психического и моторного развития

Эмоциональный статус: Преобладающее эмоциональное состояние (для первого года жизни): положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.

Настроение (для 4-6 года жизни):

а) бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими, нет страхов);

б) спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее окрашены, чем при бодром состоянии, менее контактирует с окружающими по своей инициативе);

в) раздражительное, возбужденное (плаксивость, раздражительность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты);

г) подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо долго плакать);

д) неустойчивое (может быть весел, засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому);

е) страхи (боится темноты, животных, неизвестности и пр.).

Вегетативный статус.

Сон: а) засыпание медленное, быстрое, спокойное, неспокойное; б) характер сна глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный; в) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).

Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательный, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, продуктов, отказ от еды в дошкольном учреждении, не умеет жевать, ест очень медленно, сосет пищу.

Характер бодрствования: активный, пассивный.

Боли, не связанные с определенными заболеваниями: в сердце, животе и др.

Потливость (повышенная): общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.

Психомоторная стабильность.

Энурез, энкопрез (есть, нет): ночной, дневной, постоянно или в связи с ситуацией.

Особенности личности, индивидуальные особенности.

Взаимоотношения со взрослыми, детьми (положительные, отрицательные, отсутствие отношений, инициативные, ответные): контактен, доброжелателен, агрессивен, груб, не понимает дистанции в общении со взрослыми, жесток в обращении с другими детьми, животными; неэмоциональный, некритичен к своим поступкам; ласков, навязчив, любознателен, интересуется окружающим, инициативен в деятельности, стремится к получению результата, легко обучаем; нелюбознателен, безынициативен, деятельность неустойчивая.

Моторика, эмоции: подвижен, уравновешен, вынослив; не уравновешен, вял, легко утомляется, возбудим; двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, если волнуется, не может усидеть на месте, много лишних движений) шумный, очень много говорит, возбужденный; медлителен, заторможен, долго убирает игрушки, одевается и пр.

Отрицательные привычки: раскачивается, злостно сосет пустышку, теребит одежду, волосы, выдергивает их, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, наморщивает нос или лоб, имеет нервные тики, мигает часто, онанирует.

Оценка поведения. Если все параметры поведения имеют положительную характеристику – «поведение без отклонений».

«Поведение с отклонениями» при наличии отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного и социально-поведенческого характера.

«Начальные или незначительные отклонения в поведении» – один, несколько или все параметры имеют отрицательную характеристику под влиянием неизвестной или постоянно действующей причины (хроническое заболевание или тяжелое функциональное расстройство, постоянная стрессовая ситуация); длительность отклонений более 3 мес. – предлагается затруднение медико-педагогической коррекции. Требуется дополнительное обследование и специальное медикаментозное лечение.


5.5.2. Диагностика и оценка нервно-психического развития детей 4-6 лет

Таблица 4

Психические функции и социальное поведение Показатели
Соответствует норме С отклонениями
     
4 года
I. Мышление и речь. Специальные задания. Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. Группировать предметы по несущественному признаку: например, по цвету.
II. Моторика. Специальные задания. Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах на месте и продвигаясь вперед. Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки. Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.
III. Внимание и память. Специальные задания. Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.
IV. Социальные контакты. Наблюдение, опрос. Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
V. Психическое здоровье (опрос) Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

продолжение таблицы 4

Психические функции и социальное поведение Показатели
Соответствует норме С отклонениями
     
5 лет
I. Мышление и речь. Специальные задания. Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета.
II. Моторика. Специальные задания. Умеет прыгать на одной ноге на месте и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда. Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.
III. Внимание и память. Специальные задания. Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.
IV. Социальные контакты. Наблюдение, опрос. Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры. Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
V. Психическое здоровье (опрос) Без отклонений Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

окончание таблицы 4

Психические функции и социальное поведение Показатели
Соответствует норме С отклонениями
     
6 лет
I. Мышление и речь. Специальные задания. Умеет составить по картинке рассказ и с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится.
II. Моторика. Специальные задания. Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек. Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 сек.
III. Внимание и память. Специальные задания. Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.
IV. Социальные контакты. Наблюдение, опрос. Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
V. Психическое здоровье. Опрос. Без отклонений. Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера.


6. Ранний школьный возраст.
Оценка физического развития

Динамические наблюдения за развитием ребенка необходимы не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания, темпа и гармоничности развития, но и являются диагностическим «ключом» к своевременному решению вопроса о показаниях к углубленному обследованию. Нарушения темпа развития, свойственные самым различным хроническим заболеваниям детского возраста, адекватно отражают наличие любых интоксикаций, в том числе и экологически обусловленных нарушений питания, состояний невротизации и психосоциальной депривации.

Медицинская оценка результатов измерений зависит от положения полученных данных в центильных интервалах. В одномоментной оценке принято относить к вариантам нормы измерения, отнесенные к 3-6 интервалам, т.е. в зону от 10 до 90 центилей. Положение результатов измерения в зоне 2 интервала говорит о «низком» показателе. Соответственно в 7 интервале – о «повышенном» показателе, а в 8 – «о высоком». Следует считать, что положение показателей в зонах 2 –7 интервалов (кроме длины тела) является основанием для включения ребенка в группы «наблюдения» участкового педиатра и отнесения ко 2-й группе здоровья, положение показателей в зонах 1 и 8 интервалов свидетельствует о необходимости углубленной диагностики для дифференциации возможных заболеваний.

Расположение и динамика показателей физического развития в зонах 3,4,5 и 6 позволяет уловить более ранние и тонкие сдвиги в развитии и питании ребенка при повторных измерениях. Ребенок может быть отнесен в группу «наблюдения» в случае, если один из параметров (масса тела или рост) переходит при последующем наблюдении более чем один центильный интервал, или в группу «диагностики» при переходе одного из параметров через границу двух центильных интервалов.

При раздельной оценке длина тела (рост) характеризуется как средняя (нормальная), сниженная, повышенная, низкая, высокая. Аналогично оценивается масса тела (питание).

При сочетанной оценке длины и массы тела может условно применяться следующая схема:

Нормальное физическое развитие положение параметров длины тела в зонах 3-7 и массы тела –в зонах 3-6
Отклонения в физическом развитии:  
1. Повышенная масса тела при нормальных значениях длины тела положение параметров длины тела в зоне 1 при любых значениях массы тела.
2. Высокая масса тела при нормальных значениях длины тела положение параметров длины тела в зонах 3-7 и массы тела в зоне 7.
3. Сниженная масса тела при нормальных значениях длины тела положение параметров длины тела в зонах 3-7 и массы тела –в зоне 8
4. Низкая масса тела при нормальных значениях длины тела положение параметров длины тела в зонах 3-7 и массы тела –в зоне 2
5. Сниженная длина тела при нормальном значении массы тела положение параметров длины тела в зонах 3-7 и массы тела –в зоне 1
6. Сниженная длина тела при повышенной и высокой массе тела положение параметров длины тела в зоне 2 и массы тела –в зонах 3-6.
7. Сниженная длина тела при пониженной и низкой массе тела положение параметров длины тела в зоне 2 и массы тела –в зонах 7-8
8. Высокая длина тела положение параметров длины тела в зоне 2 и массы тела –в зонах 2-1
9. Низкая длина тела положение параметров длины тела в зоне 8 при любых значениях массы тела

Общий порядок определения физического развития

1) До начала проведения осмотров и измерений следует определиться в отношении региональных особенностей роста детей (относительно высокорослые или относительно низкорослые).

2) Провести измерения и взвешивание по общепринятой методике.

3) При осмотре оценить наличие или отсутствие резко выраженных конституциональных особенностей телосложения и полового созревания.

4) Определить возрастную группу ребенка.

5) Выбрать необходимые таблицы возрастно-ростовых показателей и в случае необходимости основную или дополнительную таблицы массы тела по росту.

6) Найти и записать положение полученных измерений в центильных интервалах, а также динамику по сравнению с предыдущими измерениями.

7) Дать оценку каждому отдельному показателю и их совокупности.

8) Определить врачебную тактику дальнейшего наблюдения за ребенком.

Наибольшим уровнем отклонения физического развития необходимо считать следующие варианты оценок:

· Низкий рост в сочетании с низкой массой тела (зона 1).

· Высокая масса тела (зона 8) при любой длине тела.

Отнесение показателей развития ребенка к указанным выше вариантам оценки требует активной диагностической работы и детального обследования у специалистов.

Если показатели длины и массы тела ребенка находятся во 2-й зоне, или один из этих параметров в 1-й зоне, или масса тела в 7-й зоне при любой длине тела, то этих детей относят в группу «внимание» (диспансерную группу у участкового педиатра).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: