double arrow

Питание детей старше 1-го года. Режим

Возрастные режимы детей раннего и дошкольного возраста
(изменения продолжительности бодрствования, сна и числа кормлений
в течение суток у детей в возрасте от 1 мес. до 7 лет).

Таблица 1

№ возраст-ного режима     Возраст детей Кормления Бодрствование (максимальная длительность в часах)
количество интервалы между кормлением (в ч)
  1-3 мес.     1-1,5
  1-5-6 мес.   3,5 1,5-2,0
  5-6-9 мес.     2-2,5
  9 мес.-1 год 4-5 3,5-4,5 2,5-3,5
  1 год 6 мес.   3,5-4,5 3,5-4
  1 год 6 мес.-2 года   3,5-4,5 5-5,5
  2-3 года   3,5-4,5 5,5-6,5
  3-5 лет   3,5-4,5 6,5-7
  5-7 лет   3,5-4,5 7-7,5

Примерный набор продуктов питания детей
от 1 года до 6 лет в день на 1 ребенка

Таблица 2

Наименование Количество, г
1-3 года 4-6 лет
Хлеб пшеничный    
Хлеб ржаной    
Мука пшеничная    
Мука картофельная    
Крупа, бобовые, макаронные изделия    
Картофель    
Овощи разные    
Фрукты свежие    
Фрукты сухие    
Кондитерские изделия    
Сахар    
Масло сливочное    
Масло растительное    
Яйца, шт. 0,5 0,5
Молоко    
Творог    
Мясо    
Рыба    
Сметана    
Сыр    
Чай 0,2 0,2
Соль    
Кофейный напиток    
Дрожжи    

Примечание: до 1 года 6 месяцев пища дается в пюрированном виде.


Показания к ревизии питания на основании комплексной оценки состояния здоровья

Таблица 3

Критерий Характеристика критерия в норме Показания к ревизии питания
1. Особенности раннего онтогенеза Отсутствуют факторы риска Факторы риска в анамнезе: ожирение у родственников, наличие обменных заболеваний, ЖКТ, почек и др., перенесенные инфекции, неблагополучный социальный анамнез.
2. Физическое развитие Темп и развитие в норме Все виды дисгармонии, отрицательная динамика массы и темпа физического развития, низкий рост.
3. Нервно-психическое развитие Соответствует возрасту или опережает Выраженные степени отставания. Замедление темпа, особенно моторных и статических функций.
4. Резистентность Высокая резистентность. Индекс не более 0,33 Частая заболеваемость-свидетельство дисбаланса белка (дефицит – частые ОРВИ, переизбыток - ЖКБ), ферментопатия, дисбактериоз.
5. Уровень основных функций организма и поведение Самочувствие, состояние и поведение без отклонений Неадекватное эмоциональное состояние (голодный крик, гипорексия, срыгивания, диспепсические явления).
  Кожа и слизистые чистые Бледность, мраморный оттенок, очаговые изменения кожи, фолликулит, заеды, сниженный тургор и др.
  Уровень основных функций организма по возрасту без отклонений Снижение АД, плохие функциональные пробы
  Анализ крови без отклонений Анемия, лейкопения, эозинофилия, низкое СОЭ – как возможные показатели аллергии
  Анализ мочи без отклонений Все отклонения в анализе мочи – свидетельство высокой степени нагрузки на выделительную систему (например, протеинурия). Высокий удельный вес – большое количество плотных веществ (сахар, азот, соли). Мутная – соли, белая – фосфатурия, интенсивная окраска – снижение функции печени.
    Копрологическое исследование без отклонений Скудный, темно-коричневый со слизью и детритом – голодный стул. Замазкообразный стул – избыток белка Жирно-мыльный стул – избыток жиров Пенистый, разжиженный, зловонный стул – избыток углеводов. Непереваренная клетчатка, нейтральный жир – несоответствие питания функциональным возможностям ЖКТ
6. Хронические заболевания отсутствуют Любые признаки декомпенсации основного заболевания – показания к ревизии питания.

Распределение энергетической ценности суточного рациона
по отдельным приемам (в процентах от общей калорийности)

Таблица 4

Прием пищи Энергетическая ценность суточного рациона при питании в %
Трехразовом Четырехразовом
Первый завтрак   20-30
Второй завтрак - 10-25
Обед 45-50 40-50
Ужин 20-25 15-20

Удельный вес продуктов питания по калорийности
в суточном рационе (в %)

Таблица 5

Мясо и мясопродукты 14%
Молоко и молочные продукты 14%
Рыба и рыбопродукты 1,5%
Яйца 1,5%
Хлеб и хлебопродукты (зерн.) 32%
Картофель 6%
Овощи 3%
Фрукты, ягоды 4%
Масло растительное 10%
Сахар 14%

5. Преддошкольный возраст. Дошкольный возраст.
Оценка нервно-психического развития детей

Нервно-психическое развитие – один из показателей, формирующих и характеризующих уровень здоровья ребенка в данном возрастном периоде. С помощью контроля за ведущими линиями нервно-психического развития диагностируется группа развития в зависимости от количества эпикризных сроков, на которые имеется отставание развития ребенка. Степень нарушения нервно-психического развития дифференцируется в зависимости от количества ведущих линий, по которым диагностируется задержка развития ребенка. При контроле за уровнем нервно-психического развития необходимо учесть, что, чем младше ребенок, тем быстрее темпы его развития. Частота контроля (эпикризные сроки наблюдения): на первом году жизни – ежемесячно, на втором – ежеквартально, на третьем году – один раз в полгода.


5.1. Показатели нервно-психического развития детей 1 года жизни для детских поликлиник.
Составлено Э.Л.Фрухт по материалам Н.М.Шилованова, М.Ю.Кистяковской, С.М.Кривиной, Э.Л.Фрухт (1985 г.)

Таблица 1

Воз- Зрительные Слуховые   Движения   Подготовительные этапы Навыки
раст ориентировоч- ориентировоч- Эмоции руки и дейст- Движения развития и умения
в мес. ные реакции ные реакции   вия с предметами общие понимаемой речи активной речи в процессах
                 
10 дней Удерживает в поле зрения движущийся предмет (степенчатое слежение). Вздрагивает и мигает при резком звуке            
18-20 дней Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого). Успокаивается при сильном звуке            
1-й месяц Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним Вздрагивает при резком звуке и мигает Первая улыбка   Попытка держать голову, лежа на животе      
2-й месяц Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой Прислушивается Улыбается в ответ на речь взрослого   Хорошо держит голову 1-2мин. в вертикальном положении      
3-й месяц Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любом положении. Отчетливое слуховое сосредоточение.   В ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями ножек, звуками (комплекс оживления) Случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью   Хорошо удерживает голову, лежа на животе   Начинает гулить    

продолжение таблицы 1

Воз- Зрительные Слуховые   Движения   Подготовительные этапы Навыки
раст ориентировоч- ориентировоч- Эмоции руки и дейст- Движения развития и умения
в мес. ные реакции ные реакции   вия с предметами общие понимаемой речи активной речи в процессах
                 
4-й месяц Узнает мать. Отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует) Поворачивает голову на звук Громко смеется Захватывает подвешенную игрушку Поворачивается со спины на живот Длительно гулит    
5-й месяц Отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует).   1. Узнает голос матери. 2.Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи.   1. Четко берет игрушку из рук взрослого 2. Удерживает игрушку 1. Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук. 2. Переворачивается со спины на живот. 3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.   Подолгу певуче гулит Ест с ложки полугустую и густую пищу
6-й месяц   По-разному реагирует на свое и чужое имя.   Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается, перекладывает из одной руки в другую     Произносит отдельные слоги (начало лепета) Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.  

продолжение таблицы 1

Воз- Зрительные Слуховые   Движения   Подготовительные этапы Навыки
раст ориентировоч- ориентировоч- Эмоции руки и дейст- Движения развития и умения
в мес. ные реакции ные реакции   вия с предметами общие понимаемой речи активной речи в процессах
                 
7-й месяц       Игрушкой стучит, размахивает, бросает Хорошо плавает На вопрос "где?" находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте Подолгу лепечет Пьет из чашки
8-й месяц       1. Игрушками занимается долго и разнообразно. 2. Подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит, вынимает и пр.) 1.Сам садится, сидит и ложится. 2. Встает, держась за барьер, стоит и опускается. 3. Переступает, держась за барьер. На вопрос "где?" находит несколько предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, "Ладушки", "Дай ручку"   1.Ест корочку хлеба, которую держит в руке. 2.Пьет из чашки, которую держит взрослый
9-й месяц   Плясовые движения под плясовую мелодию (если дома поют ребенку и пляшут с ним.   Действует с предметами по-разному в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит и пр.) Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками.   1. На вопрос: "где?" находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения. 2. Знает свое имя Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в его лепете   1. Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая руками. 2.Спокойно относится к процессу высаживания на горшок.

окончание таблицы 1

Воз- Зрительные Слуховые   Движения   Подготовительные этапы Навыки
раст ориентировоч- ориентировоч- Эмоции руки и дейст- Движения развития и умения
в мес. ные реакции ные реакции   вия с предметами общие понимаемой речи активной речи в процессах
                 
10-й месяц       Самостоятельно пьет из чашки, слегка придерживая руками. 2.Спокойно относится к процессу высаживания на горшок. Встает на невысокую поверхность и сходит с нее   По просьбе: "Дай" находит и дает знакомые предметы.   Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете   Закрепляются умения, приобретенные в 9 мес.  
11-й месяц       Овладевает новыми действиями и начинает выполнять по слову взрослого: накладывает кубики и одевает кольца с большими отверстиями. 1. Стоит самостоятельно. 2. Делает первые самостоятельные шаги. Первые обобщения в понимаемой речи (по слову находит любой мяч, любую куклу, все часы, все машины и пр.) Произносит первые слова обозначения (дай, на, ва, па, ба и др.)   Закрепляются умения, приобретенные в 9 мес.  
12-й месяц Узнает на фотографии знакомого взрослого       1. Выполняет самостоятельно изученные действия с игрушками (катает, кормит, водит и пр.). 2.Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (всех водит и пр.). Ходит самостоятельно без опоры) 1. Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения принести, найти, отнести, положи на место и пр.). 2. Понимает слово "нельзя".    

5.2.Показатели нервно–психического развития детей 2 года жизни
(Разработано проф. Аксариной Н.М., доц. Печора К.Л., 1978г. для детских учреждений и поликлиник)

Таблица 2

Возраст Развитие речи Сенсорное развитие Игра и действия с предметами Движения Навыки
Понимание речи Активная речь
             
1г. 1г. 3м. Запас понимаемых слов быстро расширяется Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности и радости Ориентируется в двух контрастных по величине предметах (типа кубов) с разницей 3 см Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень) Ходит длительно, не присаживаясь; меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) Самостоятельно ест густую пищу
1г. 3м. 1г. 6м. Обобщает предмет по существ. признакам в понимаемой речи Словами, облегченными «би-би» и произносимыми правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности Ориентируется в 3-4 контрастных предметах (шар, куб, кирпич, призма) Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия Перешагивает через препятствия приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
1г. 7м. 1г. 9м. Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого Во время игры словами и 2-х словными предложениями обозначает свои действия Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3см Воспроизводит несложные сюжетные постройки – перекрытия типа «ворота», «скамейка», «дома" Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см. и приподнятой над полом на 15-20 см Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (трусы, ботики, шапку)
1г. 10м 2 года Понимает рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка При общении со взрослыми пользуется 2-х словными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета В игре воспроизводят ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) Перешагивает через препятствия чередующимся шагом Частично одевает одежду (ботинки, шапку)

Эмоциональный статус. Преобладающее эмоциональное состояние (для первого года жизни): положительное, отрицательное, неустойчивое, мало эмоциональное.

Настроение (для 2 года жизни):

а) бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими, нет страхов);

б) спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее окрашены, чем при бодром состоянии, менее контактирует с окружающими по своей инициативе);

в) раздражительное, возбужденное (плаксивость, раздражительность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты);

г) подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо долго плакать);

д) неустойчивое (может быть весел, засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому);

е) страхи (боится темноты, животных, неизвестности и пр.).

Вегетативный статус.

Сон:

а) засыпание медленное, быстрое, спокойное, неспокойное;

б) характер сна глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный;

в) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).

Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательный, отказ от еды в дошкольном учреждении, не умеет жевать, есть очень медленно, сосет пищу.

Характер бодрствования: активный, пассивный.

Боли, не связанные с определенными заболеваниями: в сердце, животе и др.

Потливость (повышенная): общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.

Психомоторная стабильность.

Энурез, энкопрез (есть, нет): ночной, дневной, постоянно или в связи с ситуацией.

Взаимоотношения со взрослыми, детьми (положительные, отрицательные, отсутствие отношений, инициативные, ответные): контактен, доброжелателен, агрессивен, груб, не понимает дистанции в общении со взрослыми, жесток в обращении с другими детьми, животными; неэмоциональный, некритичен к своим поступкам; ласков, навязчив, любознателен, интересуется окружающим, инициативен в деятельности стремится к получению результата, легко обучаем; нелюбознателен, безынициативен, деятельность неустойчивая.

Моторика, эмоции: подвижен, уравновешен, вынослив; не уравновешен, вял, легко утомляется, возбудим; двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, если волнуется, не может усидеть на месте, много лишних движений, шумный, очень много говорит, возбужденный; медлителен, заторможен, долго убирает игрушки, одевается и пр.)

Отрицательные привычки: раскачивается, злостно сосет пустышку, теребит одежду, волосы, выдергивает их, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, наморщивает нос или лоб, имеет нервные тики, мигает часто, онанирует.

Оценка поведения. Если все параметры поведения имеют положительную характеристику – «поведение без отклонений».

«Поведение с отклонениями» при наличии отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного и социально-поведенческого характера.

«Начальные или незначительные отклонения в поведении» – один, несколько или все параметры имеют отрицательную характеристику под влиянием неизвестной или постоянно действующей причины (хроническое заболевание или тяжелое функциональное расстройство, постоянная стрессовая ситуация); длительность отклонений более 3 мес. – предполагается затруднение медико-педагогической коррекции. Требуется дополнительное обследование и специальное медикаментозное лечение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: