Философское понимание природы

Понятие «природа» выступает в качестве одного из фундаментальных в философии и употребляется в нескольких значениях. В широком смысле понятие природы охватывает все сущее, всю Вселенную в ее целостности, вечности и бесконечности, отождествляется с понятием материального мира, взятого во всем многообразии его форм. В рамках этого многообразия исключительную важность приобретает противопоставление неживой и живой природы, которое принадлежит к числу наиболее значимых разграничительных линий для человеческого восприятия внешнего мира, для нашей ориентации и практической деятельности в окружающем мире. С древнейших времен люди разными способами проводили разграничение живого и неживого. В истории мысли существовали такие системы взглядов как анимизм (представление о существование души у предметов мира, жизни пока душа не рассталась с вещественной оболочкой), гилозоизм (воззрение, отождествляющее жизнь и бытие), витализм (воззрение, приписывающее всему живому веществу внутреннюю целесообразность, особую жизненную силу).

Современная биология рассматривает жизнь как специфическую форму организации материи, которую характеризует единство трех свойств:

1) наследственная программа, записанная в совокупности генов (геном);

2) обмен веществ, особенности которого определяются наследственной программой;

3) способность самовоспроизведения в соответствии с данной программой.

Код записи наследственной программы является универсальным, так как все живые существа используют всеобщую схему для зашифровки, переноса и перевода информации и биосинтеза.

По вопросу происхождения жизни на Земле существуют три гипотезы:

1) естественное зарождение жизни;

2) занос жизни из Космоса;

3) сотворение живого.

Отсутствие надежных данных о состоянии Земли, об условиях, существовавших на ней в период «зарождения» жизни оставляют открытым вопрос о том, как появилась жизнь на Земле. Проблема происхождения живого вещества до сих пор не имеет однозначного решения. Тем не менее, сам факт существования механизмов эволюционных преобразований на нашей планете, приведших к возникновению земной жизни, можно считать доказанным. По современным научным представлениям, первые признаки жизни на Земле появились около 4,25 млрд. лет назад, механизмы фотосинтеза возникли 3,7–2,5 млрд. лет назад, сложные живые организмы (эукдриоты) – 1,6–1,35 млрд. лет назад. В результате возникла новая целостная система живых организмов и среда их обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры) – биосфера.

Представления о биосфере позволяют рассматривать жизнь как непрерывный во времени и пространстве процесс диалектических превращений вещества, энергии и информации на всех ее уровнях (клетка, организм, биологический вид и биоценоз, биосфера в целом). Формой существования и эволюции этого непрерывного потока жизни являются ограниченные в пространстве и времени, выделенные из окружающей среды отдельные организмы. Взаимодействие организма с окружающей средой, и, прежде всего, с другими организмами, выступает в качестве главного стержня процесса жизни, охватывающего поверхность нашей планеты.

К числу отличительных особенностей живой материи, как правило, относят существование единых для всех живых организмов законов строения, функционирования и развития; бесконечное разнообразие форм живых организмов, уникальных по характерному для них набору генов. Современная биология рассматривает разнообразие живого в качестве необходимого условия для существования и продолжения жизни. В настоящее время исследованием взаимоотношений живых организмов с окружающей средой занимается междисциплинарное научное направление – экология. Она позволяет раскрыть сложные, многократно пересекающиеся цепочки зависимостей и взаимосвязей, которые стягивают различные биологические виды в единое, стройное, сложно организованное целое – биосферу. Развитие экологии не только дает возможность остро ощутить ценность всякой жизни, но и изменить способы природопользования. Например, массовое уничтожение какого-либо биологического вида может повлечь за собой цепные реакции непредвиденных последствий, вплоть до разрушения биоценоза.

В узком смысле природа – это совокупность естественных условий существования человека и человечества. Для анализа взаимодействия человека с природой и учета его последствий в философии используется понятие «окружающая среда». Различают естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда включает географическую среду (поверхность Земли) и биосферу, а в настоящее время и определенную часть Солнечной системы – материальные системы, существующие до, вне и независимо от человека. Это объективная первичная реальность, без которой невозможна жизнь и деятельность человека.

Представители теории географического детерминизма (Ш. Монтескье, А. Тюрго, И. Тэн, Л.И. Мечников и др.) предпринимали попытки обоснования решающего влияния природно-климатических факторов на процесс формирования социокультурных особенностей стран и народов. Идея значения географических факторов для положения государств, их политики и исторической судьбы плодотворно разрабатывается в XX в. сторонниками геополитики (А. Мэхен, Г. Маккиндер, Н. Спайкмен и др.).

Геополитика – учение о государстве как географическом организме, внешняя политика которого определяется пространственно-территориальными факторами (климат, сырьевые ресурсы и т.д.).

Искусственная среда обитания (культура) является результатом взаимодействия человека с естественной средой обитания, создается в процессе деятельности человека, это комплексная природно-духовно-социальная реальность. Она включает продукты культуры (как неодушевленные предметы, произведенные людьми и отсутствующие в природе, так и живые организмы, выведенные или созданные человеком) и систему определенных общественных отношений, в которых живет и действует человек. По мере развития общества роль искусственной среды постоянно возрастает, она наступает и подавляет естественную среду, что актуализирует обсуждение философского смысла природы, анализа широкого диапазона отношений человека и природы.

Человек в своей деятельности противопоставляет себя природе, но и одновременно неразрывно связан с ней, т.к. он – часть природы, живет природой. Природа – это не только естественная основа физического существования человека, объект его преобразовательной деятельности.
С природой связана и духовная жизнь человека. На почве материального (утилитарного) отношения возникают и развиваются познавательное отношение, которое сегодня реализуется в форме естествознания (наука о природе); эстетическое отношение, которое выражается с помощью понятий красота, благо, возвышенное и др.; нравственное отношение предполагает понятия добра, совести, чувство ответственности за сохранение природы.

Двойственное отношение к природе получает выражение в полярных точках зрения. С одной стороны, природа может рассматриваться как сфера хаоса и слепых сил, неподконтрольная человеку, неорганизованное, неоформленное стихийное начало и потому более низкое, чем культура. Отсюда стремление подчинить природу человеку, господствовать над ней. С другой стороны, природа может восприниматься как образец совершенства, царство разумных законов и гармонии, нечто более высокое, превосходящее культуру и человека. Согласно этой позиции, человеку надлежит учиться у природы, подчиняться ей.

Внутренне противоречивый характер взаимосвязи человека и природы получил различное осмысление в истории философской мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: